Дмитрий Орлов

Ставропольская «Кущевка»

В «Анне Карениной» Толстой написал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Если попытаться применить эту формулу к многим населенным пунктам нашей страны, то получится, что все они, наоборот, несчастны по одной схеме. По той схеме, что получила широкое освещение в СМИ после страшной трагедии в кубанской станице Кущевская. А именно – реальным субъектом власти является не законная администрация, а некий олигарх местного масштаба (иногда, правда, это бывает в «одном флаконе»), чьи интересы защищают бандиты, которым олигарх оказывает покровительство, и полностью коррумпированная и потому подвластная ему милиция. Благодаря http://voysko.blog.ru/ отважному блогеру из Зеленокумска, стало известно, что не только в Кущевской и в Гусь Хрустальном, но и в этом ставропольском городе, где недавно группа чеченцев расстреляла казаков, посмевших вступиться за 15-летнюю русскую девочку, события развиваются по сходной схеме. С той только разницей, что и главарь-олигарх, и бандиты, пользующиеся его покровительством, принадлежат к другой этнической группе, чем основная часть населения города. Есть и еще одно отличие – население Зеленокумска не довольствуется ролью жертвы и стремится само стать субъектом происходящего в родном городе. За последние две-три недели Зеленокумскую казачью управу захлестнула волна заявлений от желающих вступить в ряды казаков. Дело в том, что люди видят в местном казачестве единственного защитника. Более того, они хотят сами непосредственно принимать участие в защите своих интересов. Блогер пишет: «В начале сентября по всему Зеленокумску прошли стихийные сборы славян. В каждом городском районе собиралось от семидесяти до ста и более человек. Причиной сборов послужила возросшая активность со стороны проживающих в городе чеченцев. Каплей, переполнившей чашу народного терпения, стало избиение группой чеченцев русского паренька резиновыми дубинами, в его же дворе. Чеченам не понравилось, что парень не дал себя выгнать из-за приглянувшегося чеченцам столика в кафе. На последовавших за этим сборах обсуждались дальнейшие перспективы славян в их же городе. Решили сбиваться в десятки и, если что, созваниваться. Переняли тактику самих же чеченцев и дагестанцев. Что характерно, среди участников сбора, автор не исключение, не было ни одного человека, который бы не подвергался националистическим нападкам со стороны чеченцев или дагестанцев. Может в массе они и хорошие, просто паре тысяч русских попались националисты и хулиганы, но терпеть такое положение дел дальше нет возможности. Заявления, типа «вас, русских свиней здесь скоро не будет» добавляют стимула суетиться. Казачество лихо перехватило и возглавило зародившееся движение. Большинство признало, что так будет лучше». Результаты появились почти с разу: «… у кафе Нео, на русского паренька наехали четверо чеченцев. Тот сидел неподалеку на лавочке со своей женой и не как то не так посмотрел на чеченцев. Чечены были приезжие. Приехали в город покуролесить. Бить не стали, но сильно нахамили. Парень достал телефон, позвонил, и буквально через десять минут к месту конфликта съехалось семьдесят или восемьдесят человек. Те опешили. Двое убежали в сортир и подсобку кафе, двое нарвались на разъяснительную беседу. Тема беседы: как нужно вести себя в чужом городе и вообще на людях. Начинается то, о чем не однократно предупреждали ментов: не хотите поддерживать порядок сами - придут другие. Все кто съехались – новобранцы Зеленокумского казачьего полка». «… в Зеленокумске прошел день города. На стадионе провели грандиозное, по нашим меркам, шоу. Было здорово и красиво… …Во всех ключевых точках – парк, стадион, ценральные улицы, дежурили молодые и не очень люди в зеленой форме. Казаки. В чем разница? Они не ходят под продавшимся чеченскому олигарху начальником. При попытке затеять беспредел, оскорбить кого-либо, побить, затащить в тонированную машину девушку, они не делают вид что ни чего не происходит и не отворачиваются как менты. Сразу пресекают нездоровое поведение, напоминают, что в гостях себя так не ведут. …К десяти вчера в город заехала группа чеченцев-гастролеров. С криками «Аллах акбар! Русские, мы вам устроим!» двинулись по улице Мира к площади. Каково было их удивление, когда им навстречу двинулись почти все, кто был на площади. Увидев такую массу народу, чеченские националисты наложили в штаны и убежали. Если бы не их милиция, то еще нарвались бы на нравоучительную беседу». Ответные шаги не заставили себя ждать: «По группе молодых казачат стреляли из обреза. Подкатила машина с забрызганными номерами, очистили лишь номер региона «95» (Чечня, кто не в курсе). Из окна показалась рука с обрезом. Стреляли поверх голов. Пока поверх голов». Самым «странным», на первый взгляд, в этой ситуации является поведение местной милиции. Казалось бы, правоохранители должны только приветствовать помощников в лице казаков, готовых разделить с ними заботу об общественном порядке в городе (во многих местах так именно и происходит). Но на деле все происходит иначе. «Когда в числе прочих прибыл к Цифрограду, то увидел как чеченцы и менты, брызгая пеной, пытались доказать русскому парню его неправоту. Даже сам начальник милиции хватал его за руки, что-то орал на счет раздувания и разжигания. Оказалось, что мужик шел мимо Цифрограда, увидел, как толпа чеченов на повышенных тонах разговаривает с русской девчонкой. Не долго думая, сунулся в толпу, взял ее за руку, вывел и велел двигать подобру-поздорову. Чечены было двинулись его бить, но тот зачитал им, что эта девушка его сестра, как и любая русская в этом городе и вообще на Руси. Менты отреагировали странно. Не стали выяснять у чеченцев, почему толпа мужчин собралась избить хрупкую девушку, не стали выяснять, почему один русский решил пойти против толпы чеченцев. Они вместе с чеченцами стали ему доказывать, что он не имел права лезть не в свое дело, что он не прав, что разжигает межнациональную рознь». «23-го октября после полуночи, у кафе Эдем, гости города спровоцировали очередной конфликт. Для его урегулирования съехалось несколько десятков казаков. Не обошлось без стрельбы… Со стороны горцев приехала, на первый взгляд ни чем не приметная, машина. Если бы не шесть стволов АКМ на заднем сиденье. Милиции было пруд пруди, ходили мимо этой машины, и не одна шкура даже не поинтересовалась, кто хозяин, чьи стволы, на каком основании они там лежат. Зато ментов интересовали все, кто вышел против автоматчиков. Шныряли, вынюхивали, может кто с запашком алкоголя, что бы его за это забрать. А вдруг, у тех, кто противостоит чеченским или дагестанским автоматчикам, в карманах есть китайские ножички? В таком случае у ментов праздник — бандитов задержат. 31-го октября. Кафе с черно-юморным названием «У друзей». Чеченцы намеревались сотворить очередной свой беспредел… Снова съехались казачьи десятки. Снова чечены ретировались. Снова, как из-под земли появились менты. Думаю, что это чечены их и вызвали. Все кто был со стороны чеченцев, были при стволах. И снова поразительное равнодушие ментов. Не подошли к ним, не обыскали. Вместо этого стали кружить возле казаков». И, наконец, во время инцидента, происшедшего 27 ноября, прибывшая на место происшествия милиция повела себя довольно своеобразно: «Приехала милиция. Экипаж вневедомственной охраны. Чеченцы, отступив воротам особняка, спрятались за спины милиционеров. Прибывшие менты никак не отреагировали на то, что чеченцы находились на улице с оружием. Напротив, повернулись к ним спинами, направили на казаков стволы «калашниковых» и стали обзывать казаков бандитами. Чеченцы стали стрелять по казакам из-за спин милиционеров. Менты не предпринимали попыток разоружить чеченцев. Подвластные законам Российской федерации, граждане в нарушение этих законов находятся на улице с оружием, стреляют по безоружным людям, а милиция бездействует. Такая картина привела казаков в бешенство. Снова полезли на стволы, теперь уже и на ментовские. Стали съезжаться все новые и новые милицейские силы. Приехало милицейское начальство. Прибыл начальник милиции Новиков. Появилось казачье начальство. Менты сообщили про выехавший ОМОН. В общем-то, с этого момента начался сбор и улик, опросы потерпевших и свидетелей. Замечу, что во время взятия показаний, некоторые милиционеры давили на потерпевших, спрашивая, не боятся ли они давать показания, намекая, что у потерпевших могут быть проблемы». Как уже сообщалось, стрелявшие чеченцы были задержаны. Но, как сообщает блог, режим их содержания так же отличался еще большей оригинальностью: «28 ноября, т.е. на следующий день после стрельбы, лица, фамилии которых не стану сообщать, наблюдали такую картину: Задержанные за ночную стрельбу чечены выходили из милиции без наручников, садились в машину и уезжали домой. Видимо покушать. Потом вернулись. Еще один задержанный чеченец забегал в магазин Гурман отовариться. Русская милиция, пока еще русская, никогда не выпустит из следственного изолятора, нашкодившего русского, пусть даже за мелкую кражу. Отважившегося на такое, мента сразу выгонят из органов. Почему не выгонят ментов отпускавших чеченцев? Напрашивается вывод, что они исполняли приказ руководства». К этому следует присовокупить, что раз отпущенные чеченцы вернулись в отдел, а не рванули на малую родину, откуда, как с Дона, выдачи нет, значит, они абсолютно уверены в своей безнаказанности. В чем причина? Один бывший сотрудник Советского РОВД свидетельствует: «Новикова (Начальник Советского РОВД Юрий Новиков – прим. Д.О.) поставил на пост Надуев (тот самый местный олигарх Ломали Надуев) и он под ним полностью лежит. Я бы на месте нового генерала Горового приехал и забрал у Новикова удостоверение начальника. Такие проблемы не созревают ежесекундно, они назревают годами. А Новиков просто охамел, как он кроет свой личный состав матами - это предел всему. Был случай задержания чеченской автомашины, которая что-то перевозила, явно не помидоры и огурцы. Так через день прилетел Надуев из Канады и во дворе здания ОВД дал Новикову подзатыльника и сказал "Я же тебе говорил эту машину не трогать». Отметим, что Ломали (в других версиях – Имали, Лоймали) Надуев являющийся богатейшим человеком города, сделал свое состояние на торговле зерном в 90-х, считается так же общепризнанным авторитетом зеленокумской чеченской диаспоры, и в этом качестве давал комментарии СМИ относительно инцидента 27 ноября. Подведя определенный итог, можно отметить, что конфликтный потенциал ситуации в Зеленокумске куда серьезнее, чем в Кущевской. Речь идет о масштабном противостоянии чеченской диаспоры и прикормленной ею милиции с одной стороны, и казачеством, имеющим поддержку большинства населения – с другой. Причем обстановка настолько накалена, что буквально одной искры достаточно, чтобы вспыхнул широкомасштабный конфликт. Несомненно, что для решения проблемы в конституционном русле потребуется вмешательство Москвы, поскольку нельзя исключить того, что если все будет решаться на краевом уровне, Грозный будет оказывать, как это было не раз, давление на Ставрополь. Комментируя ситуацию в Зеленокумске, Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан заявил: «Мы должны проявить выдержку и благородство, а правоохранительные органы – будьте добры не только декларировать, но и действовать… Важно, чтобы закон был для всех одинаков». Владыка обратился к руководителям и всем жителям города с призывом хранить мудрость и спокойствие в сложившейся ситуации. «Верю и надеюсь, что правоохранительные органы исполнят свой долг и восторжествует закон, – говорится в обращении архиерея. – Молюсь о скорейшем выздоровлении пострадавших, и сопереживаю их семьям, всем зеленокумцам». Но приходится отмечать, что спокойствие, которое проявляли все это время жители края, привело только к тому, что отток русских сегодня идет уже и со Ставрополья. Только активное проявление беспокойства, как показывает практика, дает шанс, что тебя услышат, и, возможно, что предпримут для наведения порядка. Обращение же к правоохранительным органам с призывом действовать и вера в то, что «они исполнят свой долг» звучат, увы, несколько наивно. В самом деле, неужели послушают владыку те, кто игнорирует распоряжения и приказы своих министра и президента? Ситуация в Зеленокумске, увы, не уникальна. Вот еще одно свидетельство: «Сам в Моздоке живу. Это Северная Осетия. Беспредел моложавых чеченцев в городе просто шокирующий. Ночью на улицу страшно выйти. Неоднократно в местной газетенке поднималась эта проблема. Начальник РУВД в ответной заметке «разводит руками» - а что я могу сделать, они несовершеннолетние?! Мы отправляем письма, с указанием проступков, по месту жительства этих подростков. Приходят иногда ответы, что меры приняты - беседа проведена. И всё. В милиции тоже хватает мусульман - наряд, приезжающий по вызову, зачастую начинает встречу с обнимания и лобызания с нарушителями порядка. Вот и все дела. Есть у меня родственники в Георгиевске и Кисловодске – русских выживают. Русские бегут оттуда. Цены на жилье сильно упали из-за этого. Продать проблематично – никто не покупает». Если в самое ближайшее время Центр не найдет адекватного ответа на все эти вызовы, ситуация может обернуться большой кровью, или даже потерей Кавказа.