2 февраля Украина, несмотря на революцию, с размахом отпраздновала новомодный, позаимствованный с Запада, праздник «День байбака». Для не знающих украинский язык объясню, что байбак – это сурок.
На украинской земле сие поветрие начало распространяться лет десять назад после запоздалой премьеры известной кинокомедии про незадачливого телеведущего, попавшего в наказание за самовлюблённость в петлю времени на территории маленького пенсильванского городишки Панксатони, и сегодня приобрело уже катастрофические масштабы.
По всей стране сегодня насчитывается несколько десятков сурков-провидцев самого разного пошиба: от районных до всеукраинских, самым главным из которых является байбак Тимко, живущий на биостанции Харьковского университета в селе Гайдары под городом Змиёв.
Праздники из ничего
Говорят, что в году есть 365 поводов, чтобы выпить. Так это или нет – не считал, но у американцев таких поводов ничуть не меньше. Нигде в мире так не любят праздники, как в США. Поэтому каждый городок там пытается обзавестись местной достопримечательностью, а если повезёт – и днём официального торжества, привлекающего гостей если не со всей страны или пусть даже штата, то хотя бы из ближайших графств. Первопричина стара как мир – деньги: потребительскому обществу просто необходимо создать гражданам поводы для расставания с финансами.
Американцы – большие мастера не только по придумыванию праздников, но и высасыванию их поводов из пальца. Откроем навскидку календарь знаменательных дат США, и узнаем, что, например, в апреле страну ждут три крупнейших кулинарных фестиваля с многотысячной аудиторией собравшихся.
Например, мало кому известный городишко Белзони в графстве Хамфрейс штата Миссисипи принимает Международный фестиваль сома. Правда, американский сом мало похож на своего европейского тёзку: у него вытянутая морда и нормальный рыбий хвост, а не сомовий ошибень. Но он неприхотлив к условиям содержания и приносит неплохую прибыль хозяевам рыбоводческих ферм, поэтому 38 лет назад белзонцы решили «отблагодарить» столь хороший источник доходов в местный бюджет. Начинание оказалось успешным, а приготовление и поедание главного тотема праздника – уже не главная его изюминка: первые выходные апреля в Белзони – центральное событие страны для любителей музыки в стиле «кантри», сравнимое с Грушинским фестивалем у российских почитателей авторской песни.
Если бы действие сказки про Чипполино разворачивалось в штате Джорджия (просьба не путать с Грузией!), то главный герой оказался бы совсем не пролетарием, а принцем. Потому, что обычный репчатый лук (или, как его именуют в США – «сладкий лук») в этом субъекте североамериканской федерации имеет статус Официального Овоща!
Столицей Фестиваля сладкого лука является малоприметное местечко с названием Видалия, принимающее во вторые выходные апреля грандиозный четырёхдневный карнавал. Как и в Белзони, чревоугодие там давно уже перестало быть «гвоздём» программы: неподалёку от города расположены заводы авиакосмической корпорации «Локхид». Поэтому большинство гостей прибывает туда совсем не ради того, чтобы отведать «слезоточивое» растение, а ради грандиозного воздушного парада, показательных полётов асов, выставки грозной техники на земле и «покатушек» на боевых вертолётах. Не в одном же Ираке, и не одними же бомбами демонстрировать американским налогоплательщикам мощь отечественного авиапрома!
Ещё через неделю гурманов зовёт в гости городок Стоктон в калифорнийском графстве Сан-Хоакин: там на территории природного парка «Оук гроув» проходит День спаржи. Четверть века назад местные фермеры выступили с идеей проведения праздника главного источника доходов в их хозяйствах, но муниципальная власть не захотела поддержать их, так как сочла дело безнадёжным. Каково было разочарование отцов города в собственной недальновидности, когда первый же фестиваль собрал 25 тысяч гостей! Сегодня туда ежегодно приезжают более 100 тысяч участников, а центральным его событием является грандиозное автомобильное шоу с захватывающими гонками и душещипательнейшими трюками каскадёров.
Если вернуться в Джорджию, то, несколькими месяцами позднее, в городе Грейнсвилл, «куриной столице планеты», ежегодно проходит крупнейшая в мире международная ярмарка домашней птицы. Правда, здесь надо быть осторожным: местный закон запрещает есть пернатую живность при помощи вилки. Так что заказав себе аппетитного гуся, и воспользовавшись для его разделки столь непристойным по джорджийским меркам столовым инструментом, можно испытать на своей шкуре все «прелести» местной Фемиды.
Сурок – глупости урок
Сегодня многие трубят о любви к природе, состоят в экологических организациях, и даже участвуют в нападениях на неугодные промышленные объекты, как, например, на платформу «Приразломная». И при этом поддерживают такие не просто лженаучные, но и откровенно садистские забавы, как День сурка.
Да, этот новомодный праздник – наглядный случай зверства человеконогих по отношению к четвероногим. Не будем забывать, что если природа «придумала» зимнюю спячку для некоторых видов животных, то это неслучайно, и нельзя не только лишать существо столь необходимого процесса, но даже не стоит нарушать его.
Возьмём прыткую ящерицу (она тоже спит зимой), поселим её в террариуме, где круглый год тепло, светло и сытно, и будем трепетно ухаживать за ней. Так вот, следующей весной она уже не «наденет» свой удивительный малахитовый «наряд» и будет с безразличием смотреть на подсаженную к ней особь противоположного пола (однополой любовью пресмыкающиеся, к превеликому счастью, в отличие от человеконогих, не страдают!). К осени наша ящерица растолстеет до такой степени, что будет с трудом передвигаться, а ещё через несколько месяцев лишний вес поставит на её жизни крест. Несчастная рептилия погибла просто из-за того, что мы пару лет усердно лишали её зимнего сна!
У сурков, медведей, барсуков и прочей живности, готовящей на зиму норы и берлоги, картина похожая: сон в холодное время года – не отдых, а сложный и важный для организма физиологический процесс. Для многих видов его прерывание оканчивается трагически: изгнанный из берлоги медведь, как известно, до весны не доживает. А в уже упомянутом пенсильванском городе Панксатони, мировой столице Дня сурка, исполнитель обязанностей главного героя праздника редко когда отмечает пятилетний юбилей пребывания на своём посту: существо, вызывающее огромное умиление у собравшихся, после пары-тройки пробуждений посреди зимы, отправляется прямиком в руки таксидермиста, ибо ветеринария тут уже бессильна...
Интересно, куда смотрят защитники прав животных и дикой природы? Или карманы «зелёных» в преддверии таких «оргий» наполняются «зелёными»?
Не буду более возмущать ваши сердца фактами жестокосердия: поговорим лучше о погоде. Вернее о её формировании.
Суеверие, лежащее в основе Дня сурка гласит, что если на католическое Сретенье небо ясное, то зима продлится ещё полтора месяца (в западном мире этот христианский праздник отмечается 2 февраля). Так ли это? Для континентальных районов подобное утверждение может в какой-то мере, хотя и не стопроцентно, считаться справедливым, для прибрежных – однозначно нет.
Нельзя забывать, что климат Европы и климат США имеют два абсолютно разных механизма формирования. Европу, в том числе и часть России, с запада и севера «согревает» тёплый Гольфстрим. У США такого барьера на севере нет, и там ледяные ветра из Арктики легко достигают широты Термеза и Кушки – самых южных точек бывшего СССР. Для сравнения: у нас в этих городах вызревали плоды финиковой пальмы и проходили акклиматизацию тропические животные.
Если же взять Аппалачи, Скалистые горы и Кордильеры, то разделённое ими пространство – сплошная аэродинамическая труба для господствующих в это время года ветров. Отсюда вам катастрофические снегопады зимой, смерчи и торнадо весной и осенью, а также испепеляющая жара летом.
Ещё факт: северная граница континентальной части США (без Аляски) проходит по 49-й параллели, это аккурат на 76 км южнее Змиёва – главной столицы празднования Дня байбака. Пенсильванский город Панксатони находится на широте Баку, но среднегодовая температура там будет пониже, чем в Липецке или Воронеже.
От географии вернёмся к зоологии. Американский лесной сурок из Панксатони и степной байбак из Змиёва – это два разных биологических вида, которые между собой даже не скрещиваются...
Так что не будем слепо экстраполировать мракобесные заморские приметы на наши условия.
Крокодил Гена против Спайдермена...
Больше всего гложет обида когда слышишь имя города ставшего столицей новомодного Дня байбака: почему-то все забыли, что Змиёв – это родина и резиденция не кого-нибудь, а самого Змея Горыныча! Кстати, огнедышащее чудовище на самом деле не было зарублено былинными богатырями, как это часто можно услышать в сказках: герои древнерусских сказаний сумели укротить Горыныча, после чего тот верой и правдой служил им для обороны наших рубежей. Причём, не только как огнемётная батарея, но и в качестве инженерной машины на строительстве укреплений: запряжённый в гигантский плуг, Змей за один проход мог воздвигнуть ров и возвышающийся над ним вал. Народная память следы той древней фортификации так и зовёт: «Змиевы валы»...
Интересно и то, что в России, в отличие от Украины, спрос на легендарных героев сегодня достаточно высок. Начнём с того, что персонажи самых знаменитых сказок имеют свои резиденции в самых различных городах и регионах: Деда Мороза «поселил» у себя Великий Устюг, Снегурочку – Кострома, Баба Яга может похвастаться роскошной дачей на берегу Рыбинского водохранилища в Ярославской области, штамп о прописке в паспорт Кащея Бессмертного проставили в городе Старица Тверской области, а сестрицу Алёнушку и братца Иванушку взяли под своё шефство кировчане. В Воронеже каждый житель улицы генерала Лизюкова до сих пор с пеной у рта будет доказывать гостю, что действие знаменитого мультфильма разворачивалось именно в его доме, но никак не в соседнем. Разделённые Волгой города Козьмодёмьянск и Васильсурск до сих пор продолжают оспаривать между собой право называться местом проведения сеанса одновременной игры, устроенной Великим Комбинатором. И этот список можно продолжать до бесконечности.
Нельзя сказать, что Придонцовье (Змиёв находится на берегу Северского Донца) в плане как легенд, так и вполне исторических героических событий, проигрывает другим регионам. Взять то же «Слово о полку Игореве», которое не может оставить в покое обитателей берегов крупнейшего притока Дона на всём протяжении от Прохоровки и Белгорода до Белой Калитвы и Усть-Донецкой. Про уникальную природу, привлекающую к реке весь Восток Украины я вообще не говорю: поводов для праздника – хоть отбавляй. И в таких благодатных местах почему-то приживаются совершенно маргинальные заморские традиции!
Может быть, проблема в другом? А именно – в нашем извечном идолопоклонстве перед Западом с его яркими упаковками, в которые заворачиваются ядовитые конфеты. Когда мы готовы культивировать чужеродную бесовщину, совершенно забывая о наших святынях и традициях: нашлись ведь и те, кто насаждает в детских душах сатанинский праздник Хеллоуин, и прочую мерзость от лукавого.
Так не лучше ли оглядеться вокруг, и задуматься над тем, что если душе хочется праздника, то найти повод для его проведения не так сложно. Американцы ведь находят! Только наполнять мероприятие нужно нашим, а не импортным, содержанием. А это, как показывает практика, самое трудное.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках