Геннадий Максак

Киев фрондирует на нефтегазовом фронте с Москвой

Результаты переговоров на энергетическом направлении не оказались для Киева так радужны, как на это рассчитывала новая команда Виктора Януковича еще весной этого года. Украино-российские переговоры на правительственном уровне в конце октября 2010 года не добавили ясности в энергетический диалог. Занимаемые позиции украинской и российской сторонами оказались более принципиальными, чем общие интересы. Примечательно, что в этом нелегком вопросе Киев начал более последовательно проводить свою политику не только на уровне организации переговорного процесса с Москвой, но и на уровне информационного обеспечения своей позиции. Информационные поводы, которые организовывает или инициирует украинская сторона, стали более активными и зачастую носят превентивный характер. Учитывая прошлые информационные сражения во времена российско-украинских энергетических кризисов, которые Украина безропотно проиграла, смена акцентов в сторону более активного медийного сопровождения своих шагов и стремлений позволяет предположить об усиленном внимании к этому вопросу со стороны украинских правительственных кругов. Российский пример «информационной работы» и инструментарий в этом случае пришелся впору. Позволю себе привести несколько наиболее свежих примеров, которые могут свидетельствовать о появлении нового информационного тренда в энергетической политике Украины. Киев активно пытается акцентировать внимание на своем транзитном статусе в энергетических отношениях России и Европейского Союза, при этом открыто заявляя о своем негативном отношении к существующим «обходным» энергетическим проектам РФ. Учитывая доминанту политики над экономической основой трубопровода «Южный поток», украинская сторона со всех возможных трибун включилась в процесс торможения его разворачивания. Последним наиболее ярким примером может быть интервью президента Украины Виктора Януковича трем иностранным информационным агентствам накануне саммита Украина-ЕС, где он призвал Россию и ЕС отказаться от сложного проекта «Южный поток», связанного со «многими непредсказуемыми аспектами», и вместо этого объединить усилия и заняться модернизацией газотранспортной системы Украины. Пытаясь добиться пересмотра кабальных условий газового соглашения образца января 2009 года, Киев готов апеллировать к международным авторитетам. Почти по всем центральным украинским СМИ прошла новость о встрече в начале ноября в Австрии премьер-министра Николая Азарова и генерального секретаря ОПЭК Абдаллы аль-Бадри, который высказал удивление формулой расчета цены на российский газ для Украины, которая привязана к цене на нефть. Дополнительным козырем в переговорах о цене и объемах поставок российского газа в Украину можно считать реанимацию похороненного еще в 2006 году проекта о создании на украинском черноморском побережье терминала по приему СПГ (сжиженного природного газа). Проект в октябре получил особый статус и находится под контролем президента Украины. Принимая газ из Алжира, Египта, Катара, Азербайджана в объеме до 10 млрд. куб. метров, указанный объект может значительно переформатировать украинский рынок газа. Несмотря на отсутствие четкого технико-технологического обоснования и долгосрочную перспективу его сооружения, проект уже на данное время вводится на экспертном уровне в дискуссии о перспективах украинско-российского энергетического сотрудничества как один из факторов снижения зависимости от российских энергетических ресурсов. Особо следует отметить и показательные действия по демонстрации потенциала существующих транспортных транзитных сетей Украины. Тестовая прокачка условно венесуэльской нефти в направлении белорусских НПЗ по трубопроводу «Одесса-Броды» является ярким тому примером. Этим действием подчеркивается два не очень приятных для России момента. Во-первых, аверсная работа нефтепровода говорит о возможности Украины пересмотреть ныне действующие договора о реверсной прокачке российской нефти в сторону Одессы. Таким образом, актуализируется тема о реализации проекта ЕАНТК по поставкам каспийских энергоносителей в Европу. Во-вторых, украинско-белорусские договоренности о транспортировке альтернативной нефти в Беларусь в условиях российско-белорусского кризиса могут создать стойкую основу для выработки системных украино-белорусских шагов по диверсификации поставок энергоресурсов. Сами по себе эти примеры не могут свидетельствовать о больших достижениях украинской стороны в энергетической сфере, однако, их совместное тиражирование в зарубежных и отечественных СМИ создает впечатление проведения системной политики. Это особенно выгодно Киеву, когда реальных прорывных шагов в украино-российском энергетическом диалоге не наблюдается. Геннадий Максакпрезидент Полесского фонда международных и региональных исследований (г. Чернигов)