Восставшие из схронов
Александр Дмитриевский

Восставшие из схронов

«Майданщики» перешли к элементарному терроризму. В популярной сети Фейсбук появилась страница воссозданной активистами «евромайдана» Украинской повстанческой армии, являвшейся некогда боевым крылом Организации украинских националистов (бандеровцев).

Пока ничего, кроме воинственных манифестов эта страница ещё не содержит, но за пару дней своего существования «вояки» воскресшей УПА уже успели взять ответственность за убийство работника милиции. Понятно, что эту выходку террористы назвали актом революционного правосудия, которое превыше любых законов – и Божьих, и человеческих.

Конечно, в том виде, в каком ОУН-УПА существовала в 1940-50 годы, её возрождать бессмысленно: скорее всего, это название узурпировало одно из малочисленных, но агрессивных, формирований неонацистов. И весь ужас не в его экстремизме, а в банальной партизанщине.

Одно дело – партизаны при действующей армии, являющееся фактически её продолжением на оккупированной территории. За примерами далеко ходить не надо: все мы помним и отдалённую от нас двумя веками «грозу двенадцатого года» с её «дубиной народной войны», и более близкие к нашим дням «сороковые-роковые». Сюда же стоит отнести и партизан при эмигрантском правительстве, как тех же французских маквисаров, подчинявшихся «Сражающейся Франции» генерала де Голля.

Но не о них речь. Украина имеет печальный опыт иного рода: вспомним такие популярные киноленты, как «Неуловимые мстители» и «Свадьба в Малиновке». Думаю, нет смысла называть должности Гната Бурнаша и Грициана Таврического: такие, как они держали власть на местах на Украине в годы Гражданской войны.

На сегодняшний день историками подтверждено наличие примерно 150 атаманских «республик» тех лет на территории современной Украины. Часто их масштаб ограничивался одним селом, но были и такие, где контролировалась достаточно большая территория, как, например, Баштанской республикой в степях Херсонщины в 1919 году.

Все эти атаманские «республики» оказались недолговечными образованиями: бурнаши и грицианы мало интересовались экономикой, более предаваясь набегам, грабежам, пьянству, шашням и прочим весьма сомнительным «удовольствиям». И, когда народ понимал, что атаманы живут в своё удовольствие, то начинал искать более серьёзную силу в лице тех же белых или красных. Там хоть порядка было побольше...

Нынешнее возрождение атаманщины – прямо следствие «евромайдана», на который так усердно свозили экстремистски настроенную молодёжь. Эти юноши уже «хлебнули» вольницы на киевских баррикадах, поэтому возвращаться к более мирным делам они вряд ли пожелают.

Кроме того, у войны есть ещё одна «привлекательная» сторона для юношества: там достаточно простое описание мира, не выходящее за пределы категорической «черно-белой» аристотелевой логики: есть «мы» и «они», не надо думать, а нужно выполнять то, что приказано, и вообще всё чётко расписано по полочкам.

У этого явления две опасности.

Первая – то, что Украина рискует скатиться к эпохе махновщины, когда на одного человека приходилось по два атамана. Это означает анархию, времён Гражданской войны, когда телеграмма-«молния» из Житомира в Киев «черепашила» целых полмесяца, а поездка из Харькова в Одессу считалась столь же небезопасной, как и путешествие в какую-нибудь африканскую страну, населённую людоедами.

В принципе, к такому повороту Украину готовит и попытка возврата к Конституции 2004 года с парламентско-президентской моделью. Согласно ей, президент становится английской королевой, которая царствует, но не правит. Плюс вдобавок к этому страна получает неработоспособный парламент, где депутаты больше «навесили» друг другу оплеух и зуботычин, чем приняли законов. То есть – никто ни за что не отвечает, вся власть в руках удельных князьков и нахрапистых революционных вожаков.

Вторая опасность – банальный терроризм, от которого украинское общество не имеет прививки. Как только с первыми лучами весеннего солнца растает снег, в леса устремятся десятки, если не сотни и даже – тысячи, молодых людей, активно начнут строиться схроны, тайники и базы боевиков. Иными словами – та же дудаевская Ичкерия, только без ваххабизма.

Как там говорил герой «Свадьбы в Малиновке»:

- Похоже, что мы накануне грандиозного шухера!

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере