пятница, 30 Сентября, 2016

Подробно

Божия Матерь в Сталинграде

Отдел информации
16.01.2014 - 15:00
Божия Матерь в Сталинграде

В день памяти одного из древнейших русских святых преп. Аврамия Ростовского 11 ноября 1942 года в Сталинграде было явление Пресвятой Богородицы, что фактически и явилось той переломной точкой в войне, о которой мы сейчас уже можем говорить. Говорить, что нам известен день перелома войны не в земном, а в духовном плане.

Все военные историки с удивлением отмечают, что сильнейшая армия мира, с легкостью покорившая всю Европу, не смогла за несколько месяцев боев в Сталинграде прорваться к Волге и укрепиться, не смогла сбросить в реку русских.

Часто говорят, что не хватило немцам сил пройти каких-то сто метров. Теперь нам известно, что на пути врага встали не только в своем беспримерном подвиге сотни тысяч бойцов и командиров, и легли костьми сотни тысяч мирных граждан, не успевших эвакуироваться и оказавшихся на передовой между двух линий окопов, но на пути врага встала и Сама Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, поднимая упавший дух людей и придавая явлением своим величайшему в истории горю людскому Божеский смысл.

О Знамении в небе Сталинграда есть и фактическое свидетельство. Документ, датированный 1943 годом, был обнаружен в архиве Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР историком Вадимом Николаевичем Якуниным. Фрагмент, касающийся Сталинградского знамения, опубликован в пересказе в его книге. Он в 90-х годах работал над диссертацией на тему "Русская православная церковь в Великой Отечественной Войне" и наткнулся на отчет уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по УССР Ходченко. Тот сообщал в Москву своему начальнику, председателю этого Совета полковнику НКГБ Георгию Григорьевичу Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова, пришедшая на Украину со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей чуда.

К сожалению, в отчете уполномоченного умалчивается о том, что именно увидели воины в Сталинградском небе в ноябре 1942 г. Ясно одно: видевшие Небесное Знамение бойцы Красной Армии понесли с собой память о нем по дорогам войны.

И вот удалось разыскать несколько свидетельств очевидцев, которые еще были живы в начале нашего столетия и, приезжая в Волгоград на встречи ветеранов, оставляли свои воспоминания. Три свидетельства непосредственных очевидцев помещены во второй части книги Л. Красника и Ф. Андреева "Чудеса Божии во время Великой Отечественной войны", которая так и называется – Сталинградское знамение.

Один из них, Георгий Ильич Голубев, служил до войны в Кремле в охране маршала Климента Ефремовича Ворошилова. Когда началась эвакуация части руководящих работников правительства в Куйбышев, Георгий Ильич попросился на фронт. И вместе со многими нашими бойцами испил горькую чашу поражения и отступления. Чудом он вырвался из окружения под Харьковом. Ординарец подвел ему коня, он вспрыгнул на него и поскакал, а в этот же момент ординарец был сражен немецкой пулей. А Голубев в итоге со своими четырьмя спутниками всё-таки вышел из окружения.

11 мая 2003 года по центральному телевидению в передаче, посвященной 58-й годовщине Победы над Германией, один из этих четырех воинов, ныне живущий в Германии, рассказывал подробности выхода их из окружения. Но многое осталось за кадром. И, как часто бывает, осталось за кадром и самое главное.
Это главное Георгий Ильич в кругу семьи вспоминал вплоть до своей кончины. А именно – явление Божией Матери в небе Сталинграда в ноябре 1942 года. Офицер особого отдела, Голубев, курсировал с секретными документами с правого берега Волги на левый. Каждая такая переправа могла оказаться последней, т.к. предметом особых "забот" немецкой артиллерии и авиации была именно Волга у Сталинграда.

В эти ноябрьские дни почти постоянно шел ледяной дождь, все было покрыто изморозью, на Волге шла шуга (по-местному, "сало"). При подготовке к очередной переправе все мысли Георгия Ильича были о преодолении реки, о том, как ловчее избежать немецких мин, снарядов и бомб.

Он, девятый ребенок в семье – "последыш" и мамин любимчик, был от рождения подвижен, как ртуть, и удачлив в жизни. В послевоенные годы он особенно любил вспоминать о своей удачливости во время войны.

Когда Георгий Ильич, весь грязный и мокрый, ползком, наконец, добрался до своих и начал переодеваться в чистое, чтобы явиться с секретными документами к командованию, один из встречавших и помогавших ему бойцов сказал: "Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели – Божия Матерь была в небе! В рост и с младенцем Христом! Теперь точно порядок будет".

Как офицер военной контрразведки (СМЕРШа) Георгий Ильич прошел с нашими частями от Сталинграда до Германии. Чего только не пережил и в каких только переделках не бывал, но остался жив и невредим. В большой крестьянской семье, где он вырос, вера в Бога была так же естественна, как дыхание. О своей личной молитве в военную пору он до смерти хранил молчание. Кто мог его отмолить у Бога во время войны, нам не ведомо. Однако можно предположить, что самые горячие молитвы возносили к Небу мама Георгия (она прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 104 лет) и горячо любившая его жена Настя, которая всю войну трудилась на Урале на военном заводе. Умирая, Георгий Ильич неоднократно говорил своим близким, что мечтает встретиться "там" со своей любимой женой Настенькой.

В последние свои дни на этой земле, в Москве, в своей квартире, он много раз повторял рассказ о выходе из окружения и о Сталинградском знамении. О том, как переживал во время долгого ожидания, когда его проверяли после выхода из Харьковского окружения офицеры-особисты и как, наконец, снова вернулся на фронт. И о том, как встретившие его на берегу Волги однополчане восторженно рассказывали в мельчайших подробностях, виденное ими чудо – Небесную Царицу, заступницу Руси, пришедшую на помощь нашим воинам, державшим оборону на узкой полоске земли вдоль берега Волги.

Один из защитников Сталинграда, видевший явление Божией Матери, живет ныне в городе Ростове-на-Дону. Прибыв в 2001 году в Волгоград в составе многочисленной делегации ростовских ветеранов войны на теплоходе "Дон", он, стоя на набережной у Речного вокзала, рассказывал об этом чуде: "Как увидел в небе Божию Матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронес сквозь всю свою жизнь на фронте". Запись этого воспоминания хранится у сотрудницы Музея-панорамы обороны Сталинграда, Жанны Николаевны Шириковой.

В том же 2001 году на одной из конференций в Краеведческом музее г. Волгограда среди выступавших ветеранов Сталинградской битвы, нынешних жителей Волгограда, оказался воин, тоже видевший явление Божией Матери в небе Сталинграда. В ноябре 1942 года он сражался на территории завода "Красный Октябрь". К сожалению, он не сообщил подробности явленного Чуда. Свидетельствовала о его рассказе Валентина Михайловна Евдокимова – директор Музея обороны Сталинграда, расположенного в районе завода "Красный Октябрь" на территории воинской части.

О явлении Богородицы во время Сталинградской битвы есть рассказ жительницы небольшого городка Краснослободска, что напротив г. Сталинграда на восточном берегу Волги, Марии Дмитриевны Сергиенко. Она и ее сестра Лидия Дмитриевна, будучи детьми, слушали вместе со своей матерью рассказ об этом явлении солдата по фамилии Величко. Он трижды бывал в их доме, когда готовил для отправки на правый берег очередного пополнения, формировавшегося в Красной Слободе. По словам Величко, все началось с появления "во время боя светлой полосы. Обе стороны прекратили обстрел. Тогда прекращение огня было чем-то невероятным. Полоса света становилась все ярче и ярче и стала совсем яркой. Немцы решили, что русские что-то придумали, а наши думали на немцев и решили послать разведку, узнать что это". В составе разведгруппы был и солдат Величко. Преодолев некоторое расстояние, разведчики увидели, что свет этот исходит от Женщины в белых одеждах. Они поползли к Ней, чтобы спросить, почему Она стоит и чего Она хочет. Но тут невидимая Стена преградила им дорогу. Они начали прощупывать Стену, ища в ней дорогу. Стена была сплошная. Тогда Величко мысленно стал обращаться к Женщине. Она не отвечала. Бойцы вернулись на свою позицию. Продолжалось явление Богородицы полчаса-час. Потом Ее не стало. Вновь открыли огонь, бой продолжался.

Из рассказов очевидцев ясно, что это явление было одновременно и в небе, и на земле – вернее, одни видели Ее в небе, другие на земле. Также ясно, что свидетелями этого чуда были и немцы. Часть, которая сподобилась чуда, находилась под командованием легендарного командарма Василия Ивановича Чуйкова.

Победное завершение 2 февраля 1943 года многомесячной Сталинградской эпопеи было отмечено не только митингом в городе 4 февраля, но и благодарственными молебнами во многих местностях России.

Народное предание гласит, что и в Сталинграде, в наскоро приведенном в приемлемый вид одном из неразрушенных храмов, был отслужен благодарственный молебен. И первую свечу затеплил командарм Василий Иванович Чуйков, "окопный генерал", как его доброжелательно называли бойцы 62-й армии. Ему, выросшему в деревне, окончившему 4 класса церковно-приходской школы и с детства с родителями и своими многочисленными братьями и сестрами ходившему в храм, не надо было объяснять, чьей милостью была одержана победа в этой беспримерной битве. Испокон века русские воины от солдата до фельдмаршала знали: если Господь им даровал в сражении победу, то успех сей – проявление милости Божией, заступничества Богоматери и святых угодников Божьих.

Как писалось в "Сборнике кратких христианских поучений к воинам", составленном протоиереем Георгием Мансветовым на основе проповедей, прочитанных накануне Отечественной войны 1812 года (в 1810-1811 гг.): "Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани – ошибке военачальников. Победа и поражение – в деснице Господней".

Когда и какими путями возвращался к вере В.И. Чуйков, ведает один Господь. В 12 лет Василий ушел из родного села в Санкт-Петербург зарабатывать себе на кусок хлеба. С 1917 г. он на военной службе. До войны, в 30-е годы, у него, кадрового офицера Красной Армии, с матерью был разговор о Боге. Елизавета Федоровна сказала тогда сыну: "У нас с тобой цель одна, сынок, только дороги разные. Я тебе не мешаю, а ты меня не суди. Я молюсь за тебя, и Бог нас рассудит".

Думается, решительный возврат произошел на узкой полоске земли вдоль берега Волги, где 62-я армия выстояла в кровопролитной битве за Сталинград. По свидетельствам его однополчан, именно после тех дней командарм Чуйков стал открыто посещать уцелевшие храмы, попадавшиеся на долгом и трудном боевом пути его 8-й гвардейской армии, встретившей День Победы в Берлине.

В 1943 году, уже после победы под Сталинградом (точная дата мне не известна), когда трое ее сыновей – Василий, Федор и Георгий сражались на Украине, их мама, Елизавета Федоровна Чуйкова, снова в Москве. Теперь она – на приеме у председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина. И добивается разрешения на возобновление богослужений в Никольской церкви в родных Серебряных Прудах.

Известный факт: именно к Чуйкову, ненавистному немцам герою Сталинградской битвы, явился для переговоров с русским Верховным командованием 1 мая 1945 г. в Берлине начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Кребс и ему первому из военачальников (и вообще иностранцев) сообщил о самоубийстве Гитлера 30 апреля. В ответ он услышал: "Никаких условий, только безоговорочная капитуляция…"

Имеется комментарий Геббельса, который после назначения его комиссаром обороны Берлина в марте 1945 г., ознакомившись с досье на советских генералов, ведущих армии на Берлин, вынужден был отметить: "… исключительно энергичные люди, и по их лицам видно, что народного они корня…". На Страстной седмице (в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 г.) к такому "народному", да еще и православному генералу и опытному разведчику явился "для установления связи с вождем советского народа" генерал и опытный разведчик, бывший военный атташе в Москве Кребс.

Уже после кончины Чуйкова в его архиве, среди личных документов маршала – рядом с паспортом и военным билетом – была обнаружена его личная молитва, время написания которой не ведомо: "О, Могущий ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне".

После окончания войны, когда по праздникам собиралась вместе вся большая семья Чуйковых, конечно, начинались рассказы об удивительных случаях, происходивших с теми, кто был на фронте. Мама обычно молча слушала своих сынов и внуков (тоже воевавших), но когда ей представлялось, что кто-то хватил через край, она говорила: "Сынки! Тихо. Матушка вас отмолила…"

В духовной жизни ничего случайного не бывает. Мне кажется, для нас, русских людей, а особенно для жителей Ростова Великого, важно вспомнить, что преподобный Аврамий Ростовский – это древнейший святой Русской земли, к которому с молитвой обращались многие русские святые. И наверняка преп. Сергий Радонежский, также живя здесь в детстве, молился ему и вдохновлялся на свой подвиг его примером, имел преп. Аврамия одним из своих небесных покровителей.

Также известно церковное придание, которое повествует о помощи Божией другому великому русскому государственнику – царю Иоанну Васильевичу Грозному через преп. Аврамия Ростовского в деле взятия Казани. Во время его третьего, успешного, похода на Казань, по откровению, во сне он зашел в Ростов в Аврамиев монастырь и взял там жезл св. апостола Иоанна Богослова, дарованный прп. Аврамию самим апостолом во время его чудесного явления святому близ Ростова. И единственный сохранившейся храм во время боев в Сталинграде – храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери, где и был отслужен благодарственный молебен в 1943 году и где молились перед иконой Казанской Божией Матери.

И мне кажется, что сейчас наша задача, русских людей, стать благодарными Богу детьми. Есть такая поговорка: горше горького сын неблагодарный. Господь от нас ждет благодарности за прощенные грехи, но не только благодарности, Он нас хочет поднять на ноги и сделать нас соучастниками в Своем Божием деле – в деле домостроительства Божия, спасения людей. И через эту благодарность, через смиренное покаянное прославление явленных нам чудес, через восстановление своей исторической памяти (а мы должны помнить, что в этот день решилась на тот момент судьба не только России, но и всего мира, когда Божия Матерь своим явлением обозначила этот переломный момент – день преп. Аврамия Ростовского), мы вновь сможем привлечь к себе деятельную Милость и Помощь Божию, которая крайне необходима нам уже теперь, в наше не менее драматическое время.

Думаю, что начало прославления этого чуда могло бы быть выражено в разработке иконографии и, с благословения священноначалия, в написании иконы, посвященной этому событию, наподобие Порт-Артурской и Августовской икон Пресвятой Богородицы. Затем можно будет поднять вопрос о строительстве на берегу Волги храма в память о явлении Пресвятой Богородицы или монастыря, как был построен храм на Куликовом поле и монастырь на Бородинском поле.

г. Ростов Великий
Иерей Димитрий (Пивоварчук)
По материалам «Завтра»

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере

Больше материалов по теме

К началу войны СССР оказался в полном одиночестве без союзников
Поколение Империи поднялось и добыло желанную Победу
Как Сталин «проворонил» начало самой кровавой войны
Ответ фальсификаторам из компании Э.Хиггинса
Виталий Колесников
Налицо явная ангажированность, подлог, махинации, подтасовки
Отдел информации
Александр Гончаров
Владислав Гулевич
Кого убил инок Пересвет?
Епископ Митрофан (Баданин)
Слово на день рождения Русского Государства
Алексей Сокольский
Борис Джерелиевский
Крым как лакмус дружбы с русским народом
Константин Щемелинин
Родник фекалий о штурмовых гранатах
Максим Купинов
Как проректор московского вуза проводил больничный на Кипре
Отдел информации
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования