Щирые кумиры перёвертышей
Владислав Гулевич

Щирые кумиры перёвертышей

От количества проходимцев и политических мошенников, зачисленных оптом в пантеон героев украинской независимости, просто рябит в глазах.

В поисках примеров служения украинской идее националистическая публика пустилась во все тяжкие, и вот в качестве морального образца нам подсовывают живодера и неудавшегося насильника Степана Бандеру, карателя Романа Шухевича, гитлеровского прихвостня Андрея Шептицкого.

С приближением 100-летней даты начала Первой мировой войны (28 июля 2014 г.) украинские ультрарадикалы все чаще поминают Васыля Вышываного и Мыколу Василько, которых тоже пытаются вознести на пьедестал почета патриотов Украины.

На Первую мировую пришелся период активной политической деятельности Вышываного и Василько.

Под именем Васыля Вышываного (больше похоже на кличку) скрывался Вильгельм Франц фон Габсбург-Лотринген. Западно-украинские сечевые стрельцы, воевавшие на стороне Австрии, желали видеть его на троне украинского гетмана. Они-то и дали ему такое примитивное имя, пытаясь австрийского аристократа замаскировать под «щирого українця».

Николай Василько был выходцем из богатой румынизированной семьи буковинских русинов. Его моральный облик до горя напоминает таковой современных «отцов» независимой Украины. Политика для него была средством заработка, а не целью и призванием.

На заре своей политической деятельности Василько примкнул к «старорусской» партии, то есть к буковинцам, придерживавшимся своих русских традиций, и отвергавших возможность превращения в украинцев. Но потом решил, что экономически выгоднее быть «самостийником».

Он сошелся с такими же, как он, «самостийными» проходимцами. Занялся финансовыми аферами под прикрытием своего положения, и вскоре влип в грандиозный судебный скандал вместе со своим дружком – таким же проходимцем, а сегодня прославляемым «щирим українським патріотом», Степаном Смаль-Стоцким.

С началом Первой мировой Василько окончательно заделался «профессиональным украинцем» и беспринципно сдавал австриякам всех своих русских знакомых. По его наущению (а он был у австрийцев на хорошем счету) на Буковине закрывались все русинские организации, а сами русины, если отказывались, по примеру Василько перебегать в украинский лагерь, отправлялись в концлагерь Талергоф.

Об истинном лице Н. Василько писал в свое время угрорусский общественный деятель Алексей Геровский в статье «Галерея украинских вождей в Австрии». Василько посещал семью Геровских, пытаясь, тогда еще, примазаться к русофильскому движению, но отец Геровского не доверял ему, считая, что Василько попросту гоняется за деньгами и хочет на горбу буковинских русинов въехать в австрийский парламент (какие поразительные параллели с сегодняшними народными избранниками Украины!).

Отдельную статью гнилым биографиям В. Вышываного и Н. Василько посвятил д-р Дмитрий Андреевич Марков (1864-1938) под названием «Украинские condottieri». Condottieri – по-итальянски означает «наемники», и Василько полностью подпадает под эту категорию. Сам Дмитрий Марков был активным участником галицко-русского движения, и первым, кто мужественно произнес в австрийском парламенте речь на литературном русском языке. Приговаривался опекунами Василько, т.е. австрийцами, к смертной казни, которая была заменена на пожизненное заключение. На свободу вышел только благодаря поражению Габсбургов в Первой мировой войне.

Дмитрий Марков описал и контрабандные делишки Василько и его хаотичные попытки слепить правительство «незалэжной» Украины из первых попавшихся пройдох-«патриотів» Севрюка и Голубовича, и обещания снабдить австрияк украинским хлебом, и избиение Василька каким-то петлюровцем во время междоусобных склок, и упомянул 25 млрд австрийских крон, которые не могли поделить после смерти Василько его жена с детьми и любовница. Там же говорится и о Васыле Вышываном.

Сегодня австрийский эрцгерцог Васыль Вышиваный, «косивший» под украинского крестьянина-патриота, этакого Олексу Довбуша наоборот, почитается украинскими националистами как «рыцарь украинского дела», а Н. Василько как «апостол украинской свободы».

В преддверии столетней годовщины со дня начала Первой мировой, которую на Руси называли Великой войной и Второй Отечественной (первой была Отечественная война 1812 г.) в самый раз познакомить читателя с истинным лицом этих неудавшихся правителей.

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере