Cвятой Карпатской Руси
Владислав Гулевич

Cвятой Карпатской Руси

В канун Рождества Христова хотелось бы вспомнить об удивительной личности – святом праведном Алексии Уилкс-Баррейском (Алексии Георгиевиче Товте).

Уроженец Пряшевской Руси (часть карпато-русских земель в составе Словакии), выходец из униатской семьи с сильными русофильскими традициями, о. Алексий оказался в США, где, перейдя в Православие, своими миссионерскими трудами подвиг на принятие православной веры сотни тысяч карпато-русских эмигрантов, бывших, в большинстве, грекокатоликами. Тогда же среди американских католиков появилось выражение «схизма Товта». Так они называли возвращение американских карпаторусов к вере своих предков – Православию.

Родившись в словацкой части Австро-Венгрии в 1854 г., закончив римско-католическую (!) семинарию в венгерском Эстергоме, и выехав на пастырское служение в США в 1899 г., о. Алексий до самой смерти в 1909 году оставался преданным Православию и русскому делу человеком. Унию он считал злым роком и насилием над Карпатской Русью, видел в ней орудие для уничтожения карпато-русской идентичности. Только возврат в Православие мог, по его убеждению, сохранить карпаторусов русскими.

Миссионерский импульс, данный о. Алексием в Америке, не иссякал даже после его смерти. Карпаторусы в США и Канаде все так же продолжали возвращаться в лоно Православия. Всего же этот процесс длился с 1890 до Первой мировой войны. Считается, что всего усилиями о. Алексия к Православию приобщилось почти 300 000 карпаторусов, в том числе на родине святого, в Словакии.

В 1994 году отец Алексий был канонизирован в лике праведных. Американские православные, особенно карпаторусы, чтут его как исповедника и защитника Православия в Северной Америке.

Сегодня приходится слышать, что карпаторусы в США – это все украинцы или уже американцы, но не русские. Конечно, пребывание вдали от исторической родины привело к ассимиляции последующих поколений эмигрантов из Карпатской Руси. Затем, с последующими волнами эмиграции, прибыли в Америку носители украиноцентричных взглядов. Особенно много таких было после Великой Отечественной войны. В США и Канаду бежали спасавшиеся справедливого суда бандеровцы и украинские эсэсовцы. Их-то и взяло под опеку ЦРУ.

Русофобская украиноцентричная пропаганда стала одним из методов информационной войны против СССР. Карпаторусы были оттеснены на информационную обочину.

Одна из икон св. Алексия Товта

Тем не менее, и по сей день американские карпаторусы считают о. Алексия своим покровителем и заступником. Ему посвящен акафист, в том числе, на английском языке, где есть такие строки: «Rejoice, adornment of Presov, rejoice, boast of Carpathian Rus', rejoice, new blossom of the Orthodox Church, rejoice, joy of the Orthodox in North America».

То есть, «Возликуй, украшение Прешова, возликуй, гордость Карпатской Руси, возликуй, новый цвет Церкви Православной, радость Православия в Северной Америке».

Это ли не свидетельство признания карпато-русской эмиграцией общерусских заслуг о. Алексия?

Тропарь св. Алексию Товту. Приписка в правом верхнем углу гласит: на карпатский мотив.

Печально, но большинство украинских православных не читают жития святых, не знают многих молитв, не интересуются биографиями святых праведных. Многолетия атеизма не прошли даром, сделав людей религиозно безграмотными.

Между тем, сейчас, когда Украину лихорадит от приступов «евромайданизма», не мешало бы многим знать, что наши украинские (малороссийские) святые были носителями идеи триединой Святой Руси. Верность ей они завещали нам в своих писаниях.

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере