Модная лавка «евромайдана»
Александр Дмитриевский

Модная лавка «евромайдана»

Страшная вещь мода. Раньше я никогда не задумывался о том, что она может быть очень эффективным оружием информационной войны: причиной тому моё полнейшее равнодушие ко всяким гламурным и готичным «прибамбасам». Несколько лет назад по телевизору транслировали церемонию вручения премии «Золотая малина», во время которой прозвучала пародия на некогда знаменитую песню про то, что «солнечному миру – да, да, да, ядерному взрыву – нет, нет, нет!» Только в ней речь шла о многомегатонной силе моды, пользе шинелей из норки, кружев на кителе и хождения строем в боа. И там были такие слова: Считай, навеки проигран бой Когда ты храбрый, но некрасивый! Тогда эта пародия звучала смешно и остроумно. Сегодня она звучит зловеще. Мода и гламур приняты необандеровцами на вооружение наряду с цепями, арматурными прутьями и строительными касками. Дело в том, что факельными шествиями «золотую молодёжь» на свою сторону не привлечь: слишком нехорошие исторические ассоциации вызывают такие мероприятия. Демонстрацией мускулов – тоже. Во-первых, детям богатых родителей есть куда укрыться: улетел за тридевять земель – и поминай как звали. Во-вторых, им есть, что терять, и есть, кого нанять для защиты своей собственности: «мажорным» мальчикам и девочкам нет смысла лезть под пули на баррикадах и забрасывать «коктейлем Молотова» бронетехнику в ходе уличной герильи. И всё же, мятежникам без них – никуда. Богатый юноша – один из лучших видов спонсоров всей этой «майданной» свистопляски: денег много, тем более – папиных (не своих кровных!), взгляды ещё не устоявшиеся. Ну, просто идеальный «буратинушка с коротенькими мыслями» для посева золотых червонцев на поле чудес в Стране Дураков. Остаётся найти лису Алису и кота Базилио, но эти «герои» уже заблаговременно припасены заокеанским Карабасом-Барабасом для своего «марионеточного» театра в центре Киева. «Мажор» – превосходный вид «живого щита» на случай беспорядков. Конечно, несовершеннолетние, инвалиды и беременные мамаши с младенцами на руках с этой ролью справляются ничуть не хуже, однако, шум, возникающий при попадании «под горячую руку» бедняка и богача – совершенно разный. Образно говоря, неопасная шишка на лбу «мажора» ценится много выше напрочь «раскроенного» черепа пролетария. Как ни крути, а «золотая молодёжь» – это элита бизнеса, политики и культуры, хотя и будущая. Не будем говорить о заслуженности такого статуса, так как чтение морали заведёт нас не в ту степь. Важно другое: старая добрая истина гласит, что с фельдмаршалами и генерал-аншефами достаточно просто не ссориться, а вот водить дружбу следует с поручиками и штабс-капитанами. Секрет прост: через несколько лет седой генерал уйдёт на покой, а его место займёт вчерашний поручик. Иными словами – необходимо рекрутирование перспективных кадров к себе в команду. А ещё юные богатеи – хороший «камертон» настроений среди молодёжи. Помните Эллочку-людоедку из «Двенадцати стульев», которой не давало покоя то, что миллионерша Вандербильдиха купается в роскоши? Так вот, «синдром гражданки Щукиной» никуда за прошедшие 80 лет не делся: он также прочно сидит в головах множества парней и девушек. И, наконец, «мажоры» – это самая евроинтегрированная часть украинского юношества: им давно уже обеспечено место в числе «золотого миллиарда». Это – связующее звено, способное привязать Украину к Западу. Терять такое сокровище никак нельзя. Но как их привлечь? Очень просто: сделать украинский национализм, и всё, что с ним связано, включая «евромайдан» и бандеровские факельные марши, модным делом. Быть украинцем для юноши сегодня престижно, а националистом – ещё и гламурно: такие убеждения делают молодого киевлянина не последнего достатка comme il faut в столичном обществе. Зато исповедание пророссийских взглядов – верный путь оказаться его изгоем: в стенах трёх ведущих вузов Киева – национального университета им. Шевченко, политехнического института и Киево-Могилянской академии запрещено даже разговаривать по-русски, а из «могилянки» за такой проступок вообще отчисляют студента безо всякого предупреждения. Кстати, не прыгать вместе со всей толпой под дурацкую речёвку «Хто не скаче – той москаль!» у «майданщиков» тоже считается дурным тоном. Как и не приходить в экстаз и не рыдать слезами умиления под звуки государственного гимна. Однако палочными методами «промыть» мозги непросто, поэтому приходится расставлять множество красивых и ярких ловушек. Одна из них именуется модным неологизмом «зачекиниться». Для справки. В английском языке Check – это «птичка», которая ставится в специальном окошке при выборе опции во многих компьютерных программах. Check in – поставить «галочку» в клеточке, тем самым сделав свой выбор. Отсюда «зачекиниться» – отметиться, в нашем случае – в какой-то определённой точке пространства. Это пример того, как новые технологии изменили мир: несколько десятилетий назад какой-нибудь малокультурный посетитель «домика неизвестного архитектора» на ялтинском пляже увековечивал сей знаменательный факт выцарапыванием гвоздём по штукатурке фразы «Здесь был Вася из Жабозадавиловки...» Теперь даже писать что-либо от руки считается каменным веком: современной Эллочке-людоедке можно одним движением пальца поставить GPS-метку «Check in» и накарябать на экране новейшего «айфона» или «айпада» для своей неразлучной подруги Фимы Собак примерно следующее: «Фимка, я в евро-Киеве у евро-баррикад! Тут так евро-знатно! Не веришь? Хо-хо, хамите... Мрак и жуть! Я тут зачекинилась, как только вышла со своим евро-мальчишей из евро-таксо...» Вот для таких питекантропов компьютерной эры и была специально создана социальная сеть Foursquare, основанная на упоминавшихся мной в одном из предыдущих материалов технологиях неогеографии, когда можно в режиме онлайн сообщать о своём местонахождении. Количество её пользователей недавно достигло отметки в 40 млн человек, проживающих в 147 странах мира, из которых 200 тыс. абонентов сосредоточены на Украине. В период «евромайдана» их число увеличилось почти на 2 тыс. человек, на главной площади Киева почти отметились 30 тыс. пользователей, сделавших почти 85 тыс. «чекинов». Сейчас майдан Незалежности – третья по популярности точка Foursquare на всей территории Украины: она опережает по общему количеству отметок столичный аэропорт «Борисполь», однако уступает ТРЦ «Ocean Plaza» и киевскому железнодорожному вокзалу. Социологи выделяют три мотивации таких поступков: 1. За массовый одновременный «чекин» для его участников сервисом предусмотрена куча всевозможных «коврижек». Ну, а на халяву, как известно, и уксус сладок... 2. Активистская. Автор такой отметки говорит друзьям: «Не сидите на печи! Присоединяйтесь!» 3. И самая главная – имиджевая. «Зачекиниться» на киевском «евромайдане» для абсолютного большинства представителей «золотой молодёжи» равнозначно отметке в дорогом ресторане Лондона, популярном парижском бутике, торгующем произведениями знаменитого на весь мир кутюрье, «пятизвёздочном» отеле на Мальдивах или же на престижном горнолыжном курорте в долине Шамони у подножья Монблана. Я не говорю про иные виды «гламурной» индустрии «евромайдана», как производство шарфиков, шапочек и прочих сувениров с символикой мероприятия. Помнится, 9 лет назад она была поставлена на поток: зимой 2004 года торговали даже закатанным в банки воздухом, которые запечатывались прямо у сцены, с которой выступал Ющенко. Ёмкость с атмосферой, в которой витали речи популярного тогда политика, оценивалась в $10 или 55 украинских гривен теми деньгами. И расходился этот товар просто на «ура». Кто-то из великих сказал, что не признавать моду – глупость, но гнаться за ней – безумие. Делается всё, чтобы показать молодым людям: «еврореволюция» – это модно, это престижно, это собрание творческих людей и ярких мыслителей, где оригинальные мысли и яркие образы бьют ключом. Чтобы вовлечь побольше украинских юношей и девушек в безумие погони за модой по дороге, ведущей в горнило гражданского противостояния. Чтобы сделать их «пушечным мясом»: когда затрещат чубы, вся эта креативно-интеллектуально-гламурно-мажорная «братия» уже успеет покинуть поле боя. Вместо послесловия... Замечательная эпиграмма, вошедшая в классику жанра, гласит: Ты старомоден: вот расплата За то, что в моде был когда-то! Правда, эти строки – уже из воспоминаний о будущем. Как только по-настоящему прольются кровь и слёзы, «евромайдан» моментально перестанет быть чем-то гламурным: любая революция бывает красивой только на батальных полотнах. Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере