Полешуками называют жителей Полесья – региона, раскинувшегося по территории четырех государств (России, Украины, Белоруссии и Польши). Вопрос об этнической принадлежности полешуков до сих пор открыт.
Как разделить полешуков, проживающих единой полосой, идущей с Украины в Белоруссию? Где заканчиваются полешуки-украинцы и начинаются полешуки-белорусы? А где начинаются полешуки-великороссы? Кто их делит и по каким признакам? Не искусственно ли такое деление?
Полесье – физико-географическая область, представляющая в этом плане единый организм, и политические границы к физико-географическим рубежам отношения не имеют.
Естественно, искусственно, и единственным критерием тут служит государственная граница между Россией, Украиной и Белоруссией, т.е. между Великороссией, Малороссией и Белоруссией.
Официально полешуки на территории Украины все сплошь украинцы. Полешуки в Белоруссии – все белорусы. В России – русские. Разве это логично? И разве можно считать обоснованным разделение полешуков, единого субэтноса, на два осколка в виде полешуков-украинцев и полешуков-белорусов? Ведь предки полешуков считали себя русскими.
Такие нелепые ситуации возникают оттого, что сама Русь разделена искусственными границами. Малая Русь и Белая Русь – это такая же Русь, как и Русь Великая, то есть, Великороссия-Россия.
Полешуки – это такой же субэтнос большого русского народа, как лемки или гуцулы.
Из гуцулов, например, вышел целый ряд православных священнослужителей, верных идее Русского мира, и претерпевавших за свою русскость.
Исповедник карпато-русский Алексий (Кабалюк) преследовался австрийскими и венгерскими властями, приговаривался к тюремному заключению. Сегодня его иконы можно встретить в украинских православных церквях, но мало кто из современных прихожан знает, кто это такой.
Не менее русофильские настроения царили среди лемков. Из лемков – Владимир Игнатьевич Хиляк, известный галицко-русский писатель XIX века, который, как и вся лемковская интеллигенция той эпохи, считал лемков частью единого русского народа «от Попрада до Камчатки».
В годы Первой мировой тысячи лемков оказались в концлагере Талергоф. Туда они нередко попадали по доносам политических украиноманов, с потрохами сдававших австриякам всех, кто был заподозрен в русофильстве (хорошо отзывался о России, и ее политике, читал русские книги, проповедовал Православие и т.д.). По лемковским селам шастали отряды австрийских карателей и убивали местных жителей за их прорусские взгляды. С отступлением русской армии из Галиции в Россию двинулись тысячи лемков.
Была в истории Лемковщины Русская народная республика лемков (1918-1920 гг.), уничтоженная польскими войсками за то, что хотела присоединиться к единоверной России.
Полешуки – такая же самобытная частью единого русского народа, как гуцулы и лемки. В Белоруссии их называют палешуками, на Украине – полищуками, в России – полехами. И у всех – общие черты.
Так, среди российские полехов, распространены фамилии и названия населенных пунктов на белорусский (западнорусский) манер – Сухиничи, Садовичи и т.д. Также в их культуре встречаются украинские элементы.
Приведенные ниже фотографии демонстрируют достаточное сходство полешуков Белоруссии, Украины и России (в народной одежде, внешнем облике, архитектуре жилища и проч.). Несмотря на свою самобытность, эта этническая ветвь является ростком единого русского древа.
Полешуки в Белоруссии
Фото полешука с польского сайта Kresy.pl
Фото полешука с польского сайта Kresy.pl
Полешуки в России
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках