Михаил Василенко, гендиректор аэропорта

Разбор полетов

Сегодня 4 января массовые перевозки на отдых завершены, и можно обсудить причины коллапса с 26 по 29 декабря 2010 года. В чем основная причина? За мельканием чисел, денег и рейтингов медленно, но уверенно стали забывать о людях. В принципе, какая разница отдельному пассажиру, сколько заработала та или иная компания, сколько она перевезла пассажиров, сколько раз открывались двери и прочая ерунда. Никакой! Пассажиру нужен комфорт, человеческое отношение и чтобы договор (билет), который он заключил с авиакомпанией, был выполнен. В крайнем случае, дайте ему достоверную информацию, почему договор не исполняется и как получить компенсацию. Противообледенительная жидкость для самолетов у Аэрофлота закончилась ночью с 25 на 26 декабря, но средний менеджмент компании пытался это скрыть. Для чего? Ну, как же – имидж компании может пострадать и личные бонусы, кстати, тоже. Регистрация пассажиров продолжалась, а достоверной информации о поставках жидкости не поступало. Пока искали жидкость, пытались выполнить сегодняшние рейсы, забывая о вчерашних и позавчерашних; сохранить стыковки в зарубежных аэропортах; выполнить сегодняшние обязательства перед компаниями авиаальянса. И самое главное спрятаться, чтоб не мешали работать. О ПАССАЖИРЕ забыли. Из центра управления полетами его конкретного не видно. Ведь когда пассажиров тысячи - это не люди, а статистика. Расписания нет. Информации нет. Каждый день главное - сегодня! Вчерашние уже и так опоздали – подождут. Круг замкнулся. Что же нужно было сделать? 1. 26 декабря дать достоверную информацию и отменить все рейсы Аэрофлота; 2. срочно вернуть деньги пассажирам за билеты (к черту убытки, объем пассажиров, рейтинги - это на потом для офисных разборок); 3. не проводить регистраций на несуществующие рейсы; 4. не делать из пассажиров, пересекших линию паспортного контроля, заложников; 5. развести транзитных пассажиров в гостиницы и решать проблемы с жидкостью (так поступили компании Air France и KLM); 6. спокойно сформировать расписание и дать точную информацию аэропорту и пассажирам; 7. вывести весь офисный планктон авиакомпании на обеспечение пассажиров водой, питанием, гостиницами. Многие скажут: «Ух ты, какой умный, а где ты был раньше?» Справедливо. С Советского времени сохранилось такое понятие: Старший авиационный начальник. В Шереметьево это я. Мы с Домодедово столкнулись с интересной коллизией. Название у должности есть, а реальных юридических и административных рычагов нет (сейчас Минтранс разрабатывает такой документ, а Госдума готовит к принятию соответствующий закон об аэропортах). Я пытался запретить отправку рейсов за 28 и настоять на первоочередной отправке пассажиров за 26 и 27 число. Разговор велся в присутствии представителей прокуратуры. Но за выполнение текущих рейсов в рамках своих полномочий аэропорт ответственность несет, а за выполнение задержанных – нет; это ответственность авиакомпании (см. пост за 30.12.2010). То есть запретить и потребовать от авиакомпании что-либо у директора аэропорта в сегодняшних условиях возможности нет! Аналогичная ситуация и с отправкой людей в гостиницы. Правовая дыра…. Справедливости ради отмечаю - ночью 28 декабря мы договорились с генеральным директором Аэрофлота Виталием Геннадьевичем Савельевым, он хоть и болел, но работал в аэропорту, и он отменил рейсы на 29.12. Объявили достоверное расписание, всех задержанных пассажиров вывезли, к исходу 29 декабря Аэрофлот вошел в график. Руководство Аэрофлота честно признало свои ошибки, и объявило о компенсациях для пассажиров. Что, опять никто не виноват? Виноваты и разбирательство идет, и выводы будут серьезные. Уже начались первые, но не последние кадровые изменения. Урок был жестокий. К концу января поставят оценки.
Источник