Зачем русскому человеку Сталин?
Отдел информации

Зачем русскому человеку Сталин?

Речь в данном случае пойдет не о конкретном Иосифе Виссарионовиче, а об определенном государственном институте.

Два года назад, рассуждая о причинах популярности Сталина в России, Станислав Белковский сказал:
«В русском политическом сознании, сложившемся за много веков империи, нет запроса на доброе государство. Есть запрос на государство злое и суровое. На учителя, который заставляет тебя учиться и работать. Потому что если такого учителя не будет, ты сопьешься и издохнешь под забором».

На мой взгляд, Станислав Александрович тут не совсем прав. Представим следующую ситуацию:

Имеется поле, на котором занимаются сельским хозяйством крестьяне. Каждый из них обрабатывает свой отдельный участок, а урожай отвозит на базар. Крестьяне конкурируют друг с другом, норма прибыли у них небольшая, так что никто не может позволить себе лодырничать, иначе умрет с голоду.

Однажды крестьяне узнают, что через некоторое время наступит продолжительная засуха, при которой заниматься сельским хозяйством в данной местности станет невозможно - и всем придется или умереть, или куда-то бежать.

Но есть выход - надо вырыть арык. При этом невозможно вырыть арык к индивидуальному участку, только один на всех. И крестьяне, обсудив этот вопрос на собрании, решают, что арык надо выкопать, и начинают рыть.

И тут обнаруживается, что Вася не копает со всеми, а трудится на своем участке. Как он рассуждает: «Мои соседи хотят жить. Значит, арык они выкопают - со мной или без меня. Как-то отгородить меня от воды они не смогут, так что я буду пользоваться ею наравне со всеми. Так лучше я больше поработаю на своем участке, чтобы упрочить свои позиции в конкурентной борьбе».

Видя такое дело, Петя и Коля думают: «Мне что, больше всех надо?» и тоже прекращают рыть.

А Саша продолжает копать, даже когда все другие бросают, но Саш в любом обществе мало и самостоятельно они не справляются. К тому же, полностью сосредоточившись на рытье арыка, Саши не могут уделять достаточного времени своему участку, проигрывают конкуренцию и умирают с голоду.

В результате арык не вырыт, наступает засуха, и все умирают или убегают - эта территория пустеет...

ЕСЛИ ЕСТЬ СТАЛИН

А теперь представим, что среди крестьян есть Сталин. Когда они договорились, что нужно вырыть арык, Сталин заявляет: «А того, кто не будет копать, я убью».

И тогда Вася понимает, что бросить рыть общий арык и переключиться на свой участок, конечно, выгодно, но зачем покойнику выгода? И он продолжает копать наравне со всеми.

В результате арык вырыт - все живы, общество на данной территории по-прежнему существует.

В ЧЕМ НЕПРАВ БЕЛКОВСКИЙ

Васе Сталин, разумеется, не нужен, поскольку он ограничивает его предприимчивость. А Пете, Коле и Саше Сталин нужен. Но не для того, чтобы он заставлял их рыть арык. А чтобы он заставлял Васю.

По Белковскому, русскому человеку нужно, чтобы Сталин заставлял его работать, поскольку сам он-де ленив и склонен к пьянству. На самом же деле в обществе, критически зависящем от коллективной деятельности в общих интересах, необходим некий институт, который заставлял бы отдельных членов общества жертвовать личными интересами во имя общих. Иначе этому обществу не выжить.

Русскому человеку не надо, чтобы его заставляли, - ему надо, чтобы всех заставляли.


Кстати, самые суровые деспотии характерны для земледельческих цивилизаций, для выживания которых было необходимо, чтобы все люди участвовали в постройке и поддержании в работоспособном состоянии больших ирригационных сооружений.

А демократия свойственна обществам, где есть слой свободных людей, за которых трудятся рабы. Сразу вспоминаются Афины и Соединенные Штаты Америки.

Источник

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере