Афганский разлом последних солдат СССР

Афганский разлом последних солдат СССР

15 февраля в России отмечается День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. До нынешнего года в этот день в стране праздновали вывод советских войск из Афганистана в 1989 году. Указом Президента РФ знаменательная дата растворилась среди других больших и малых военных событиях, в которых участвовали россияне, а ранее советские военнослужащие. В связи с 15-летием вывода наших войск из Афганистана на вопросы ответил автор книги «Аркаим: крестный путь разведчика», посвященная афганским событиям, Сергей Небренчин.

- Что натолкнуло вас на написание этой книги.

- По своей военной специальности я – востоковед: языки фарси, дари. Кандидатская и докторская диссертации посвящены проблематике «исламского фактора» и его учета в информационно-психологическом противоборстве на мусульманском Востоке, начиная с XVII века. Поэтому после возвращения из Афганистана, где мне пришлось провести немало времени (около полугода в 1982г., с августа 1983г. по сентябрь включительно 1985г., в июле-августе 1987г.), я продолжал внимательно следить за развитием событий в этой «горячей точке» мира.

Однако, все что тогда, накануне и в период распада СССР, писалось об Афганистане и советском военном присутствии там, было настолько необъективным и даже извращенным, что, не только мы, специалисты, но и рядовые «афганцы» просто диву дивились и возмущались. Кто только не писал про Афганистан тогда, чего только не выдумывалось об афганских событиях в угоду главной цели – надо было «завалить СССР».

Политика «национального примирения», начатая Горбачевым и Шеварднадзе в далеком 1986 году, затем вывод войск из Афганистана были звеньями заключительного этапа «холодной войны» против СССР. Даже когда цель была достигнута, правды об Афгане не стало больше. Продажных и непрофессиональных писак, к несчастью, в этот период оказалось больше, чем праведных. В результате, «афганцы» до самого последнего времени ежегодно 15 февраля фактически торжественно отмечали свое поражение – День вывода советских войск из Афганистана. И только с 2011 года впервые появляется День памяти о россиянах, воевавших за рубежом. Афганскую десятилетнюю эпопею, требующую особого и отдельного геоисторического осмысления, растворили в истории небольших, хотя и немаловажных конфликтов (Египет, Эфиопия и т.п.). Так скоро можно будет и День Победы 9 мая скрыть в тени нынешнего Дня памяти о россиян, воевавших за рубежом.

Среди военных людей большинство патриотов своей страны, готовых на жертвы, профессионалов своего дела, умеющих командовать, стрелять, летать, управлять танками и т.п., но совсем мало, кто умеет писать, обладать элементарными журналистскими качествами. Так сложилась моя жизнь, что по моей военной профессии требовалось умение писать хорошо не только на русском языке, но и на иностранных. Поэтому решил, наряду с другими афганцами, принявших вызов отечественных и зарубежных борзописцев, возвысить свой голос в защиту афганского боевого братства, преданного властями, оболганного историками и писателями, дискредитированного СМИ.

Правда, была и еще одна причина, заставившая меня взяться за перо. В те далекие уже годы, когда был в Афганистане, я был молод, как офицер спецпропаганды, оказался вовлеченным в самую гущу событий вокруг Афганистана, что называется, находился на передовой «холодной войны» против СССР.

Мне, лейтенанту, командиру спецотряда, приходилось ежедневно принимать оперативные решения, участвуя в прямом информационно-психологическом столкновении с силами и средствами мировой информационной войны, представленной подрывными СМИ США и их союзников по НАТО, целого ряда мусульманских стран, Китая, Израиля и др., провокационными действиями афганской вооруженной оппозиции и т.п.

Там, в Афганистане, я впервые услышал имена Войновича, Шустера и других, которые воевали на стороне противника, а также будущих глашатаев перестройки и реформ, наезжавших в 40-ю армию, чтобы отметиться на войне. Интересное было время и по возвращению на Родину мне захотелось оставить на бумаге память об афганских событиях, зафиксировать картинки и впечатления от пребывания в дивной «стране гор», запечатлеть встречи с афганскими друзьями и врагами. Мне и сегодня интересно бывает перечитать строки моей книги и невольно вернуться в свои молодые годы. А еще у меня есть дочь и сын, который намерен посвятить себя армии. Он с интересом всякий раз обращается к книге, и мы вместе рассуждаем о прошлом, сегодняшнем и завтрашнем дне нашей страны.

Конечно, моему сыну не очень нравится, что отец и герои его книг больше воевали оружием слова, нежели стреляли и т.п. Тогда приходится объяснять, что в эпоху глобального информационного противоборства в мире слова, усиленные техническими возможностями сегодняшнего дня, сравнимы по результативности с оружием массового поражения.

- Кто является прототипом главного героя книги?

- Образ главного героя книги является собирательным. Его прототипом являются реальные офицеры, служившие в Афганистане. Их объединяли любовь к Родине и армии, родство романтических душ, высокий профессионализм, стойкость характеров и наличие силы воли. Однако они не были «сухарями», им присущи обычные человеческие чувства. Поэтому внутренний мир, эмоции, впечатления и реакции, жизненная и гражданская позиция, другие деловые и душевные качества героя не могли быть раскрыты без авторского восприятия и отношения к афганским и другим событиям, к которым имел отношение Федор Пашин.

И, конечно, нельзя анализировать образ героя политического романа вне понимания места и роли в книге антипода Пашина – Жирика. К сожалению, такого рода офицеров в армии тоже было не мало. Гибель великой советской армии и крушении СССР не могли бы произойти, если бы не было массового предательства со стороны жириков, которые старались взять от армии все, но забывали про совесть и честь, воинскую присягу, отдать Родине свой воинский и профессиональный долг. Однако, к счастью, в России остаются еще пашины, а это значит, что у армии возродится, а у России есть будущее. Прототипы Федора Пашина и сегодня остаются на войне за Родину, спустившись со страниц романа в реальную жизнь, где идет «необъявленная война» против России.

- Героями книги являются и политики. Почему?

- В силу самых разных обстоятельств мне действительно пришлось повариться в гуще политических событий, которые выплескивались за пределы России. Среди публичных политиков были разные люди. Большинство из них объединяло то обстоятельство, что они, кто вольно, а кто не вольно, оказались втянутыми в невидимую войну против своего народа и государства. Наиболее последовательные противники России составили ядро агентуры влияния, которые по рецептам Запада проводили в жизнь политику внешнего управления.

В этом деле решающая роль отводилась ведущим СМИ, которые призваны скоординировать информационную войну против России по месту и времени, целям и задачам, формам и методам, содержанию и каналам воздействия. Вот, например, в настоящее время при поддержке извне ими развязана война против Путина, который не угодил «заморским хозяевам» России тем, что не все указания сверху выполнял точно и в срок, позволил себе укреплять российскую государственность, возрождать общество и др. Поэтому сразу после известной «мюнхенской речи» он был «приговорен» к дискредитации, удалению из власти. Но, а если он не примет условия «расставания» с властью, его может ожидать и более незавидная участь… Устами известных «предначертателей судеб России» главу правительства уже предупредили, чем все может закончиться для него.

Считаю, что те политики, которые в корыстных интересах или по недопониманию попали в сети внешнего управления, – глубоко несчастные люди. Их самих и близких ждет незавидная судьба, так как все мы «ходим под Богом». Однако жизнь продолжается, и у каждого есть право выбора, чтобы реабилитироваться в глазах своих детей и близких, всего нашего многострадального народа.

Конечно, было бы не совсем объективно, если не говорить отдельно о тех политиках, которые, невзирая на постоянные дискредитацию, давление и шантаж, преследования, в том числе и уголовное, остаются вместе со своим народом. И хотя мы их не видим на больших экранах и не слышим в радиоэфирах, многотиражной московской прессе, они живут среди нас и каждый день стоят за свой народ. Среди них и герои книги «Аркаим: крестный путь разведчика» - Пашин, Пастухов, Русак и его сыновья, отец Алексей и многие другие.

- Как вы пришли к Православной вере?

- Мне не было необходимости определяться со своими религиозными чувствами. Это сделали за меня мои родители, которые в коммунистическое советское время крестили меня в церкви и нарекли в честь известного русского православного подвижника Сергия Радонежского. Находясь в атмосфере атеистического советского общества, подчиняясь общепринятым правилам «выхода в люди», поступив на службу в военные идеологические структуры КПСС, затем уже в рядах российской спецслужбы, просто нельзя было апеллировать к религиозной традиции предков. Однако на уровне моего внутреннего мира вера никогда не покидала меня. Она жила в словах, заповедях и праведных делах, которые жили во мне на генетическом уровне. Уважение и почитание старших, любовь и сострадание к ближним, патриотизм, память о предках, совестливость и порядочность – все то, что всегда было присуще выходцам их крестьян (христиан). Простые и понятные слова и выражения – «Господи помоги!», «Не дай Бог!», «Спаси Бог!», «Спаси и сохрани!» и др. сами просились на уста.

Участие в войне в Афганистане, а затем на Кавказе, в бывшей Югославии, Таджикистане, постоянная угроза жизни, кровь и слезы близких людей, трагедия крушения коммунистической империи невольно заставили меня обратиться к вере предков, переосмыслить вчерашнюю, сегодняшнюю и будущую жизнь. Стало очевидным, что без настоящей веры нет крепости духа, силы воли, уверенности в своих словах и поступках. Конечно, став ученым, мои понимания веры и религиозных представлений наполнились более широким и глубоким смыслом, но в их основе остается православное наследие моих прямых предков – бело-, мало- и великороссов.

Русское Православие – это не просто уникальная искренняя вера, но и уникальный социокультурный опыт моих предков на пути спасения, выживания и самосохранения народа. Православие потому означает правильное словие веры, что оно вобрало в себя весь многотысячелетний дохристианский субстрат русской традиции, благодаря которому тысячелетняя вера укоренилась в русско-славянском обществе.

Русская Православная Церковь это не просто еще одна христианская структура, а прямая хранительница и защитница ценностей и традиций нашего народа. Правильные слова Русской Православной Церкви могут и должны дойти до каждого человека, консолидировать и объединить русско-славянское общество во имя сохранения и возрождения нашей уникальной цивилизации.

- Будет ли продолжение у Вашей книги?

- Трудно загадывать. Россия и наш народ находятся на пороге еще более серьезных потрясений и невзгод. Герои книги находятся в самой гуще своего народа и уже вступили в борьбу за национальное спасение. Как сложится их дальнейшая судьба, мне сейчас не хочется предсказывать. Правильнее было бы продолжить книгу после того, когда к нам придет долгожданное избавление от внешнего управления и спасение, когда, говоря словами известного пророчества Серафима Саровского, «русско-славянское море» станет самым полным, чистым и желанным для его коренных обитателей.

Беседовал Ярослав Таманцев