Летающие авианосцы в небе Румынии
Максим Купинов

Летающие авианосцы в небе Румынии

13 августа 1941 года Совинформбюро собщило: «Как уже отмечалось в вечернем сообщении Советского Информбюро от 11 августа, советские лётчики разрушили румынский железнодорожный мост через реку Дунай около ст. Черновода, что в 60 километрах западнее порта Констанца. Значение блестяще выполненной советскими лётчиками операции по бомбёжке Черноводского моста огромно. Через этот мост проходило всё железнодорожное сообщение между основными центрами Румынии и всем румынским черноморским побережьем… Нефтяные хранилища на черноморском побережье не смогут теперь пополняться горючим, так как одновременно с мостом разрушен и нефтепровод, проложенный под нижним настилом моста. Операцией по разрушению Черноводского моста руководил дважды орденоносец тов. Шубиков…». Эта часть сообщения была правдивой. Мост действительно имел большое значение, под ним действительно был проложен нефтепровод, и советские летчики под руководством дважды орденоносца Шубникова удачно по нему отбомбились, блестяще выполнив боевое задание. А вот описание самого налета было откровенной дезинформацией: «К румынскому побережью группа советских самолётов подошла на большой высоте несколькими эшелонами. От берега моря до моста оставалось около 60 километров. Зенитные батареи противника открыли сильный огонь. Но румынские артиллеристы стреляли плохо: ни один осколок вражеского снаряда не задел наши самолёты. Вскоре показались арки Черноводского моста. На фоне реки были чётко видны крестообразные переплёты ферм и три гигантские 35-метровые опоры. На правом берегу Дуная вырисовывались здания нефтеобрабатывающего завода «Колумбия» и цементного завода «Ориенталь». Подразделения разошлись по звеньям и поочерёдно, идя вдоль моста, начали сбрасывать бомбы на мост с пикирования. Зенитные установки, охранявшие мост, открыли огонь. Но в это время звено советских самолётов на бреющем полёте обрушилось на румынских артиллеристов. Одна батарея замолчала. Через две минуты огонь открыла вторая батарея. Но и её на втором заходе звено наших самолётов вывело из строя. Оставшиеся пулемёты и одно орудие не могли уже помешать бомбёжке моста. В Черноводский мост летали бомбы крупного калибра. Одна 140-метровая ферма моста почти целиком рухнула в реку. Мост разрушен». Разумеется, Совинформбюро не могло выболтать военную тайну и рассказать о том, что успешной бомбардировка Черноводского моста стала, прежде всего, благодаря применению СПБ (Составной пикирующий бомбардировщик), иногда употреблялось название – «звено Вахмистрова». «Звено СПБ» представляло собой тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с подвешенными под его крылом двумя истребителями И-16. В районе цели производилась расцепка, после чего «ишачки» наносили удар и возвращались на аэродром «своим ходом». Каждый истребитель вооружался парой 250-кг бомб. Таким образом, можно было добиться высокой точности бомбежки. Велись работы по созданию «Звена СПБ» под руководством инженера Владимира Сергеевича Вахмистрова. Основные технические проблемы в конструкции «звена СПБ» удалось решить еще в конце 30-х гг., однако к началу войны все работы по «звеньям» были свернуты. Летом 1941 года Вахмистров предложил использовать «звено СПБ» для удара по вражеским кораблям. Однако командование выбрало другую цель - Черноводский мост. Боевая эффективность «звеньев» была проверена при бомбардировке Констанцы еще 26 июля. Тогда одна пара И-16 успешно атаковала нефтегородок, а другая — плавучий док. Затем настала очередь моста. Собственно, налетов на мост было два. Первый - 10 августа оказался относительно удачным. 500-килограммовые бомбы, сброшенные с дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф в цель не попали. Но сброшенные с И-16 двухсотпятидесятикилограммовые бомбы легли точно. Атаковавшие последними пикирующие бомбардировщики Пе-2 также добились одного попадания. Загорелась нефть, зрелище было чрезвычайно эффектным. Об успешном налете сообщило Совинформбюро. Однако противник сумел быстро восстановить мост. 13 августа удар по Черноводскому мосту был повторен. На этот раз успех был полным: экипажи отметили пять (!!) прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в мост и один взрыв в 30-40 м от него. По фотоснимкам, сделанным позднее, удалось установить, что в результате бомбометания оказалась полностью разрушена одна 140-метровая ферма моста и вновь перебит нефтепровод. «Ишачки» невредимыми вернулись из боя… Вахмистров после этого успеха настаивал на более масштабном применении звена «СПБ». Однако устаревшие ТБ-3 и И-16 прекратили производить. Для новых бомбардировщиков- носителей и истребителей с бомбами все расчеты нужно было делать заново. А по мере увеличения количества современных бомбардировщиков в ВВС РККА надобности в этом было все меньше.