Techer, leave us, kids, alone!
Мария Соловьева

Techer, leave us, kids, alone!

В последнее время в СМИ часто можно услышать мнение, что современные формы образования, дескать, не требуют педагога как передаточное звено. Изобилие и доступность знаний настолько увеличилось в последние годы, что у многих создается впечатление – классическая форма образования человеку не нужна, достаточно иметь доступ в электронную библиотеку и список литературы. На наш взгляд, такое мнение абсолютно неубедительно. Потому что педагог рассматривается исключительно как поставщик образовательных услуг, как лакей-водопроводчик. О причинах такого отношения говорить можно долго, и сюда вписывается фраза «учителя так мало зарабатывают», и постепенное вытеснение мужчин из образовательного процесса, и общее обнищание средней и младшей школы, и разнобой в учебниках, и потеря веры в образование в России (то ли дело за границей) и т.д., и т.д. Теперь вроде финансовые вопросы как-то решают, систему пытаются подвести под какой-то единый стандарт, вводятся нововведения вроде лего-классов и прочей компьютерной грамотности с 1 класса. Однако общественное сознание имеет некоторую инерцию, и статус педагога пока не вернулся к былым высотам, да и вряд ли вернется – слишком высок процент людей образованных, которые не смотрят на каждого грамотного снизу вверх. И на этом фоне возникает соблазн счесть себя, образованного, экспертом. Натурально, школу заканчивали все, вуз – многие, Интернетом худо-бедно горожане овладевают, тут же развивается некий вариант мании величия. И начинает казаться, что из процесса обучения учителя можно исключить. В самом деле, кликнул по страничке поиска, и вот оно – богатство человеческих знаний. Правда, вперемешку с хламом и мусором, который надо уметь отсортировать. Допустим, это не аргумент, и все уже отсортировано и отмечено звездочками на профильном ресурсе. Но педагог нужен хотя бы затем, чтобы правильно расставить акценты, уловить непонимание, раскопать его, хотя бы ученик еще сам о нем не догадывается, и исправить непонимание, устранить его. То ли специальными упражнениями, то ли дополнительным временем. Опытный педагог это видит и чувствует, как видит и чувствует, какие аргументы на ученика действуют лучше всего. У хорошего педагога есть своя система преподавания, всегда очень действенная: не зря же репетиторы столько денег берут за довольно краткосрочную подготовку по своему предмету. Объяснить, чем хороший педагог может помочь тому ученику, кто никогда хорошего педагога не видел, практически невозможно. Влюбленность в свой предмет, увлеченность, умение показать новое прекрасным и достойным вдумчивого изучения, конечно, присуща далеко не каждому. Но у многих учителей, пусть посредственных, пусть не блещущих талантом, тоже есть чему поучиться – дисциплине, умению применять власть, умению стиснуть зубы и преодолеть. Конечно, в школах очень много озлобленных, неумных и просто выгоревших эмоционально учителей. Но такие учителя распределены в школах с той же частотой, что и в жизни, где дураков вообще немало. Но порочить всю систему передачи знаний от учителя к ученикам из-за того, что в жизни существуют дураки – это тоже странноватое решение. Сегодня предлагают массу вариантов восполнения того, чего нельзя получить в школе, в силу формата. Разнообразные системы домашнего образования, которое тоже основано на встречах с педагогами, просто более редкими. Дополнительное образование, кружки, секции. Те же библиотеки, онлайн и оффлайн. Можно организовывать собственные образовательные проекты, куда в качестве педагогов приглашать людей, ставшими специалистами своего дела, изучать нестандартные предметы, расширять кругозор. Но не стоит отрицать ценность системного образования, ценность встречи учителя и ученика на общем познавательном поле. Это просто недальновидно. В конце концов, первый и главный учитель в жизни ребенка – его родители. И отрицая авторитет учителя можно получить соответствующий ответ от подросшего чада, которое в интернетике прочитало, как именно надо отвечать маме с папой, когда они посмеют заикнуться о своевременном приходе домой, например. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-31-01271 Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере