Угрозы «мягкой безопасности»

Угрозы «мягкой безопасности»

Даже с многотысячной армией блестяще подготовленных бойцов современное государство больше не может чувствовать себя в стопроцентной безопасности. Сегодня странам приходится охранять не только свои границы, но также собственную экономику, экологию и даже информацию. Все это – «мягкая безопасность» – новое и актуальное понятие. С ним больше нельзя не считаться. Особенно, когда на планетарной арене появились и принципиально новые угрозы, которые никак не укладываются в рамки традиционного так называемого жесткого, то есть военного, понимания безопасности. К проблемам, имеющим сегодня наибольшую актуальность в регионе Балтийского моря, относятся: • социально-экономическое неравенство, как между странами данного региона, так и внутри каждого из государств. Сюда также можно отнести последствия депопуляции сельской местности в России и ряде других реформирующихся стран региона. Положительные тенденции в создании сетей городов и сокращении неравенства в уровнях развития между странами региона омрачились усугублением разрыва между сельскохозяйственными и городскими регионами. Из-за экономических (концентрация капитала) и демографических (миграция) причин эта тенденция продолжается. Особенно ярко этот процесс выражен в России, где в социально-экономическом плане разница между сельскохозяйственными и городскими регионами и так огромна. В некоторых странах региона Балтийского моря (РБМ), в частности в Германии, был проведен ряд исследований, нацеленных на создание новых форм сотрудничества между сельскохозяйственными и городскими районами и на увеличение ответственности крупных городов за прилегающие к ним сельскохозяйственные территории. Эти проекты ориентированы также на продвижение различных региональных отраслей, развитие научных исследований и технологий, создание единого имиджа региона, маркетинг и менеджмент, единое финансирование, разделение доходов, системы компенсаций, совместные программы экономического развития. • проблемы приспособления Калининградской области к меняющейся ситуации в регионе. Особенно тревожной является тенденция к усилению разрыва в уровне развития между Калининградской областью и ее соседями. Вместе с тем существуют очевидные проблемы экономики и государственного управления, характерные для Калининградской области: непрозрачность и высокая криминализация бизнеса в области; «таможенная дыра», создаваемая областью в экономическом пространстве России; помехи транзиту товаров и людей через страны Балтии; неразвитость транспортной инфраструктуры; необходимость конверсии оборонной промышленности и военной инфраструктуры, трудоустройства и обеспечения жильем бывших военнослужащих; многочисленные социальные проблемы (безработица, кризис системы здравоохранения, оргпреступность, рост незаконного оборота наркотиков); необходимость обустройства границ с Польшей и Литвой, включая строительство новых погранпереходов и модернизацию старых. Думается, что решение калининградской проблемы нужно искать в двух измерениях: 1) разработке цельной внутренней стратегии РФ в отношении Калининградской области; 2) диалоге с ЕС (а также с другими европейскими организациями) по этой проблеме. • нарастание экологических проблем, неудовлетворительное состояние окружающей среды. Самая важная задача для стран региона – сохранение и рациональное использование Балтийского моря вкачестве основного общего ресурса. Балтийское море уникально, поскольку оно представляет собой крупнейший морской бассейн соленой воды. Из-за большого количества загрязняющих веществ состояние моря уже вызывает опасения. Ввиду недостаточно быстрого обновления вод Балтийского моря за счет переноса вод из Атлантического океана и Северного моря, улучшений создавшейся ситуации в ближайшем будущем не предвидится. Наряду с высоким уровнем загрязнения воды, планирование морского природопользования до сих пор находится в стадии разработки, при этом некоторые страны региона Балтийского моря еще даже не ввели его в практику. • препятствия свободе передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. Особой характеристикой региона Балтийского моря является его специфическое расположение и географическая структура – море, расположенное в центральной части региона, периферийное положение по отношению к Европе, большие расстояния, в некоторых местах низкая плотность населения и поселений, суровые климатические условия. В целом транспортная система раздроблена в основном из-за наличия границ, что представляет определенные трудности особенно для Калининградской области, особенно после вступления Польши и стран Балтии в ЕС. Недостаточно развиты внешние связи с соседними регионами, особенно с теми, которые находятся на юге и востоке. Внешние связи по большей части развиваются по мере роста спроса. Обнаруживается серьезный недостаток железнодорожных путей сообщения между странами Балтии и Центральной Европой; дорожных и железнодорожных путей между востоком и западом, проходящих через территорию стран Балтии в Беларусь и Россию; путей сообщения, проходящих с севера на юг, из Скандинавии через Восточную Германию и Польшу в Адриатическое и Средиземное моря, и с востока на запад в северной части РБМ (ряд пограничных пунктов). Предложения по улучшению внутренней и внешней транспортной доступности Балтийского региона будут обсуждаться и дополняться на уровне правительств и Еврокомиссии в рамках пересмотра принципов Трансъевропейской транспортной сети (ТТС). Кроме того, конкретные решения будут приняты в рамках ряда транснациональных проектов Interreg, в которых воплощаются долгосрочные перспективы развития VASAB. • Энергетическая безопасность является одной из основных целей стран Балтийских государств. Одним из важнейших приоритетов деятельности Балтийского Совета в 2012-м году было развитие энергетического рынка и интеграция Балтийского рынка в энергетические системы Евросоюза. После реализации таких проектов сократится энергетическая зависимость и вырастет энергетическая безопасность. Развитие экономики в странах осложняет единственный источник энергоресурсов и монополия в этой сфере. • трансграничная организованная преступность, рост наркомании, незаконная миграция, распространение опасных заболеваний (СПИД, туберкулез, гепатит и т.д.). • положение национальных меньшинств. • кибербезопасность и информационная безопасность. Для решения обозначенных проблем необходим целостный региональный подход, в должной мере учитывающий специфику и перспективы региона Балтийского моря, но, вместе с тем, не противоречащий общей политике европейской интеграции и развитию всего Европейского союза. Вместе с тем поиск путей регионального взаимодействия по проблемам мягкой безопасности высвечивает конфликт интересов, существующий, например, между различными проектами экономического развития стран региона и мерами по снижению экологических рисков. Так, увеличение объема экспортируемой из России на Запад через балтийские порты нефти приводит к резкому повышению угрозы нефтяных разливов от аварий танкеров на изобилующем мелями Балтийском море. Вместе с тем, рост экспорта энергоносителей является не только российским интересом, но весьма востребован и странами Запада, ощущающими необходимость диверсификации источников энергетического сырья. Благополучие, безопасность и стабильность региона Балтийского моря всё больше зависят от совместных стараний противостоять новым вызовам. Очень важно, что обеспечение общей безопасности является одной из целей у стран данного региона, которые воплощают ее путем сотрудничества во всех сферах жизни. Проблема безопасности балтийского региона стоит также на повестке дня в ЕС. В декабре 2007 г. Европейский совет принял положение, обязавшее Европейскую комиссию разработать стратегию ЕС в отношении региона Балтийского моря. Суть стратегии заключается в раскрытии потенциала Балтийского моря, который появился после расширения ЕС в 2004 г. Согласно прогнозам Европейского совета, данная цель будет достигнута путем решения следующих приоритетных задач: защита окружающей среды, достижения благополучия, привлекательность и доступность, а также безопасность. Яна Волосач, г.Минск Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере