Обратная сторона Женского праздника
Максим Купинов

Обратная сторона Женского праздника

Женский день в нашей стране многие десятилетия было принято превращать в настоящий праздник для прекрасной половины человечества. Но первые празднования Женского дня, а официально его в России стали отмечать с 1917 года, проходили в совершенно другой обстановке. Какая там буржуазная галантность, какая никчемная вежливость может быть в эпоху создания новой, революционной морали? Самый, пожалуй, оригинальный подарок в марте1918 года сделали местные власти в Саратове, издав декрет «Об отмене частного владения женщинами». Декрет провозглашал: «До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуазии в борьбе ее с пролетариатом, благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуев империалистов и такой собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода». Согласно этому декрету все женщины от 18 до 32 лет объявлялись «достоянием народа», причем «за бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право на внеочередное пользование своей женой», но «в случае противодействия бывшего мужа в проведении сего декрета в жизнь, он лишается права, предоставляемого ему настоящей статьей». Социалистический подход предусматривал бережливое отношение к отчужденному имуществу, пользоваться которым следовало с осторожностью: «Граждане мужчины имеют право пользоваться женщиной не чаще четырех раз за неделю и не более 3-х часов». Само собой, соблюдался классовый принцип: «He принадлежащие к трудовому классу мужчины приобретают право воспользоваться отчужденными женщинами при условии ежемесячного взноса в 1000 рублей». Предусмотрено было все, включая вопрос получившихся в результате детей: «Рождаемые младенцы по истечении месяца отдаются в приют «Народные ясли», где воспитываются и получают образование до 17-летнего возраста». Правда, изыски саратовских борцов за «правильное продолжение» человеческого рода были признаны перегибом и всероссийского развития не получили. Это был уже перебор революционности. Зато вовсю шло претворение в жизнь знаменитой теории члена ЦК РКП(б) Александры Коллонтай о «стакане воды». Суть ее сводилась к тому, что удовлетворять половую потребность идейно зрелому товарищу следует без буржуазных предрассудков, так же просто, как утолять жажду. Что может быть проще, чем выпить стакан воды или удовлетворить физиологические потребности с соратником или соратницей по борьбе за торжество мировой революции? В газетах тогда публиковались весьма откровенные письма, авторы которых честно признавались: «Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодежи. Мы живем с нашими девушками ...У нас распространены вечорки, где идет проба девушек. Это, конечно, безобразие, но что же делать, раз публичных домов нет?». Часто комсомольские ячейки видели свою приоритетную задачу в раскрепощении молодежи, развале старого мещанского быта, и занимались пропагандой не коммунизма, а свободной любви. На комсомольских собраниях могли со всей серьезностью осудить комсомолку А. не желающую по-товарищески «помочь» комсомольцу В. По всей России создавались кружки «Долой невинность!». На улицах городов можно было видеть никого в ту пору уже не удивляющие демонстрации нудистов, расхаживающих в голом виде молодых людей и девушек с кумачовыми лентами через плечо и надписями на них: «Долой стыд!». Даже общество с таким названием было официально зарегистрировано. Английский писатель Герберт Уэллс, посетивший революционную во всех отношениях страну, откровенно написал впоследствии об увиденном: «В городах России наряду с подъемом народного просвещения и интеллектуальным развитием молодежи возросла и ее распущенность, особенно в вопросах пола». По стране прокатилась волна разводов. Браки теперь расторгались по заявлению одного из супругов. Зачастую муж или жена даже и не подозревали, что семейная жизнь для него закончилась. Легкость регистрации и разрыва отношений привела к тому, что люди перестали воспринимать брак всерьез. Особенно часто разводились демобилизованные красноармейцы. Тому впоследствии придумали такое идеологически выверенное объяснение: «Наиболее быстро перековывалось сознание у мужчин, вовлеченных в жаркую борьбу за новую жизнь на фронтах гражданской войны. Возвращаясь в семью после демобилизации, они порой не находили общих интересов со своими женами». В 1923 году среди студентов Коммунистического университета имени Якова Свердлова было проведено анкетирование. Оно было анонимным, участвовали в нем свыше 1200 мужчин и 400 женщин в возрасте от 20 до 35 лет. В ходе анкетирования обнаружилось, что внебрачная половая жизнь была хорошо знакома 92% мужчин и 60% женщин. Надо сказать, что Ленин, весьма скептически относившийся и к самой теории Коллонтай и к претворению этой теории в жизнь, как-то остроумно заметил, что нормальный человек предпочитает пить чистую воду из чистого стакана, а не зловонную жижу из придорожной лужи.