Иран побьется с эмбарго в Женеве
Мария Соловьева

Иран побьется с эмбарго в Женеве

Завтра начинается раунд переговоров Ирана и шестерки посредников (Россия, Великобритания, Германия, Китай, Франция, США) об иранской ядерной программе. Со стороны шестерки будут присутствовать чиновники в ранге заместителей министров иностранных дел, от России поедет Сергей Рябков. От Ирана ожидается министр иностранных дел Мохаммад Джавад.

Пока не вполне ясно, о чем именно будут вестись переговоры, ведь Иран подчеркивает свое право на исследование и использование мирного атома. То есть, закрывать реактор в Араке и завод по обогащению урана в Форду никто не будет. Однако иранцы готовы на уступки в технической части ради снятия санкций со стороны ЕС и США. Эти санкции очень тяжелы для Ирана, ведь некоторые российские компании не могут вести дела с этой страной и с компаниями из США или ЕС одновременно. И такие же ограничения наложены на компании других стран, что ставит Иран в непростое положение. Особенно, если учесть печальную судьбу других ближневосточных государств, по которым недавно прокатилась волна демократических революций, повлекшая смерти и обнищание тысяч людей. Планы Вашингтона по бомбежке Сирии не могут не настораживать Тегеран, и покупка вооружений становится уже делом выживания. Поэтому Ирану жизненно необходимо снимать эмбарго.

Переговоры в Женеве пройдут с 15 по 16 октября, и будут носить предварительный характер: страны-посредники изучат доводы Ирана, предложат свои контрдоводы, станет понятно, насколько достижим компромисс по иранской ядерной программе. Одним из вопросов станет излишек обогащенного урана, который имеется в стране. Как становится понятно из противоречивых комментариев высших чинов Ирана, в руководстве республики пока не выработано общей позиции по данному вопросу. Так что пока неясно, будет или нет обсуждаться вопрос об избавлении от излишков обогащенного урана. Основными вопросами станут объем, методы и уровни обогащения урана, но никак не вывоз излишков, сообщил прессе заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи после того, как спикер парламента ранее утверждал, что экспорт урана возможен. Судя по всему, этот момент и является ключевым в предстоящих переговорах. Возможно, именно по нему и планируются уступки, а спикер преждевременным заявлением сорвал план иранских дипломатов, лишив их свободы маневра.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров считает, что достижение компромиссного решения об иранской ядерной программе возможно за два-три квартала, при условии, что все посредники и иранские представители будут активно участвовать в переговорах.

Эти переговоры предоставляют всем странам-участникам множество вариантов для совместных дипломатических игр, взаимных многоходовых интриг и прочего веселья, которое так любят в дипломатических кругах. Хотелось бы понимать, какую сторону занимает Россия, а также насколько сотрудничество с Китаем, столь активное и плодотворное в отношении Сирии, сработает и в части иранского вопроса. Амбиции США в отношении иранской программы тоже вызывают опасение, т.к. Вашингтон, после решения повременить с бомбежками Сирии, понес серьезные внутриполитические потери и может использовать эту ситуацию, чтобы вернуть утраченные позиции. Франция, Великобритания и Германия, столь долгое время выступавшие полностью в русле американской политики на Ближнем Востоке, в части Сирии продемонстрировали некоторые разногласия с политикой США. Что может дать повод США призвать своих союзников к верности путем показательного сплочения рядов.

Поэтому можно сделать вывод, что переговоры по иранскому вопросу на самом деле являются продолжением переговоров по Сирии, точнее, вторым раундом.