Черкизон на Черкизон
Мария Соловьева

Черкизон на Черкизон

Вопрос миграции в России вынесен на обсуждение мирового сообщества. Специальный докладчик ООН по делам миграции Франсуа Крепо выразил беспокойство по теме ограничения прав мигрантов в России. Связана эта обеспокоенность с высказыванием президента РФ Владимира Путина по вопросу ограничения квот мигрантов на работу в торговле. Ранее в России уже проходили яростные дискуссии по этому поводу, что привело к возникновению квоты в 25% рабочих мест в сфере торговли для мигрантов. Однако реальная необходимость квотирования до сих пор неясна. Очевидно, что тема мигрантов есть тема самая горячая в обществе, но очевидно еще более, что квотами в сфере торговли ее никак не решить. А уж введением квот в другие сферы – тем более. Вопрос в экономике, в производительности труда, в прибыли, в социальной нагрузке на работодателей, в крайне непростой системе легитимизации трудовых мигрантов и вытекающей отсюда проблемы подпольного рынка труда. Вопрос этот системный, и решать его методом затыкания квотами не получится. До тех пор, пока организации, использующие рабский труд нелегальных мигрантов, не будут испытывать особых проблем, позорная практика эксплуатации бесправных мигрантов будет продолжаться. Соответствующие службы не справляются с контролем рынка труда. Вопиющие случаи вроде «Черкизона» отнюдь не единичны – все чаще в прессе появляются истории рядовых сотрудников правоохранительных органов, которых руководство вынуждает закрывать глаза на существование ночлежек, подпольных мастерских и т.п. Впрочем, дело не только в руководстве, но и в обычных патрульных, которые зачастую «кормятся» с нелегалов, вынуждая их платить мелкие поборы. Никто из этих людей не заинтересован в контроле над мигрантами: гораздо выгоднее паразитировать на чужих проблемах. Легализация в России занимает массу сил и времени. Люди вынуждены занимать очереди в ФМС накануне ночью, чтобы подать свои документы, проходить многоступенчатые медобследования только в определенных медицинских учреждениях, где скапливаются огромные очереди, и эту процедуру нужно повторять несколько раз. При этом чиновники отнюдь не стремятся как-то войти в положение своих посетителей, обращаясь с ними примерно как дворяне с крепостными. В таких условиях мало кто может позволить себе проходить официальные процедуры, особенно, если мигрант приехал ради работы на сезон. Более простые процедуры вроде получения патента усложняются тем, что ФМС по факту не справляется с нагрузкой, опять же, создавая очереди, которые стоят мигрантам двух-трех дней работы, что в условиях и без того предельно низкой заработной платы является фактором в пользу перехода на нелегальное положение. Все чаще эксперты поговаривают о внедрении практики миграционной амнистии, когда добропорядочные мигранты, живущие в России долгие годы, смогут автоматически получать гражданство: ведь их жизнь и жизнь их детей по факту связана с Россией, а придание легального статуса создаст дополнительную мотивацию для активного перенимания культурных традиций нашей страны. Вместо того чтобы решать вопросы легализации мигрантов, воздействуя на рынок и экономику, все громче раздаются мнения в стиле «не пущать» и «запретить». Запретами и непущаниями ситуацию загнали вглубь, где она проросла чудовищными метастазами. Зачем же усугублять дело? Необходимо изучать международный опыт, советский опыт, вспоминать старую добрую политику занятости населения, а не надеяться, что раз запретили – то все и разрешится моментально. Как показывает практика, на смену одному Черкизону приходит другой, если это выгодно тем, кто с этого кормится. А таких людей и служб немало. Вот с них и надо начинать. Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере