Погибаю – но не сдаюсь!
Отдел информации

Погибаю – но не сдаюсь!

Единственный случай участия в бою СКР проекта 61СК произошел в 1999 году.

К началу военных действий (24 марта 1999 г.) Северо-Атлантический альянс сосредоточил против Югославии объединенную группировку, состоящую из военно-воздушного и военно-морского компонентов, включив в них более 370 самолетов от 13 государств и 35 боевых кораблей от 9 государств НАТО. В основу военно-воздушного компонента вошли 14 стратегических бомбардировщиков ВВС США (В-52Н-8, В-2А-6) и 276 боевых самолетов.

6 апреля 1999 г. ("Д-13") в зону Балканского вооруженного конфликта прибыла авианосная ударная группировка 2-го флота ВМС США в составе авианосца «Теодор Рузвельт» с 8-м авиакрылом на борту (всего 79 боевых самолетов и вертолетов), крейсеров УРО «Лейте Галф» и «Велла Галф», эсминцев УРО «Росс», «Петерсон», фрегата УРО «Хэлибертон», атомной подводной лодки «Альбукерк», транспортов снабжения «Арктик», «Детройт» и «Сатурн».

В период с 1 апреля Российская Федерация приступила к насыщению Адриатического моря своими боевыми кораблями с целью разведки и тренировки экипажей в условиях, приближенных к боевым. В составе группировки ЧФ РФ из 8 кораблей находилось три СКР проекта 61СК – "Решительный", "Сдержанный" и "Славный". По согласованию с турецким правительством российские боевые корабли преодолевали проливы по одному, ежедневно с 1 по 8 апреля.

Югославский СКР проекта 61СК получил во флоте СРЮ наименование СКР «Београд» и 7 апреля 1999 года находился на государственных испытаниях. Причем экипаж включал в себя военнослужащих СРЮ, четырех российских заводских специалистов и двух представителей ВМФ РФ.

В нейтральных водах Черного моря экипаж неожиданно для российских специалистов застопорил ход и встретил поднявшуюся на поверхность югославскую подводную лодку типа «Герой» П-822.

С подводной лодки на корабль поднялись представители Генштаба СРЮ и передали пакет командиру корабля. В пакете командиру от лица Генштаба СРЮ были переданы соболезнования в связи с гибелью его семьи (жены, матери, отца и двоих маленьких детей) в результате разрыва КР «Томагавк».

Командованию предписывалось избегать появления вблизи АУГ 2-го флота США (координаты в южной части Адриатического моря были определены достаточно точно), испытания прервать и передать корабль российскому ВМФ. Однако через час командир корабля принудительно эвакуировал российских граждан на подводную лодку, и через сутки П-822 без происшествий доставила их к известным болгарским пляжам «Золотые пески».

Тем временем, незаконно нанеся наименование и бортовой номер российского СКР «Славный» (переход которого через проливы намечался на следующий день) и, подняв Андреевский флаг, СКР «Београд» преодолел проливы и вошел в Адриатическое море в воскресенье 4 часа утра 7 апреля 1999 года.

Характерно, что не только командованием НАТО, но и командованием российской корабельной группировки СКР «Београд» был вначале классифицирован как российский. Вызывало недоумение только радиомолчание, которое вначале списали на неисправность средств связи пожилого корабля. Позднее, когда соблюдающий радиомолчание СКР «Београд» взял курс на американский авианосец «Теодор Рузвельт», командующие российской и натовской группировок вступили по этому поводу в оживленные переговоры, ведя одновременно консультации с вышестоящими штабами, которые, в свою очередь, связывались с политическим руководством.Командующий российской группировкой предположил, что СКР выполняет секретное задание ФСБ, о котором его не проинформировали.

Командующий американской АУГ направил на перехват следующего опасным курсом эсминец УРО типа Арли Бёрк «Ross».

Эсминец, действуя передовым дозором, на расстоянии 200 км от главных сил АУГ сблизился на дистанцию 8 км, и отметил, что СКР «Београд» передал на эсминец флажковый сигнал «Имею неисправность» и снизил ход. Именно в этот момент российское командование, наконец, разобралось в ситуации и проинформировало о принадлежности корабля американскую сторону.

Тем временем эсминец поднял вертолет SH-60 Sea Hawk с досмотровой партией. Заходящий на посадку на вертолетную площадку лже-Славного американский вертолет Sea Hawk получил с дистанции 800 метров две длинные очереди 30-мм снарядов одновременно от обоих кормовых артиллерийских автоматов ЗАК-630, разрушился и упал в воду. С борта СКР «Београд» по эсминцу был произведен залп 4 ПКР «Уран», 2 из которых были уничтожены в воздухе зенитно-артиллерийскими установками калибра 20-мм «Вулкан-Фаланкс». Вторая и четвертая ПКР попали в район мидель-шпангоута и район кормовой пусковой установки Mark 41, и вызвали взрыв и пожар на борту эсминца.

Этого командованию СКР «Београд» показалось мало, и по пораженному эсминцу был открыт огонь 76-мм артустановкой и, после сближения на дистанцию 5 километров, обоими РБУ-6000. Кадры рвущегося на 35,5 узлах к американскому кораблю СКР в момент залпа РБУ-6000 были засняты пилотами двух ЛА, и надолго стали лидерами просмотра в сети Интернет ...

В ответ «Ross» открыл огонь из носовой 127-миллиметровой артустановки и запустил две самонаводящиеся торпеды из бортового противолодочного аппарата – из-за повреждения СУО экипажу эсминца пришлось наводить аппарат и запускать торпеды вручную. К сожалению, устаревшая система противоторпедной защиты СКР «Београд», переведенная на ручной режим для обстрела эсминца из РБУ-6000, не позволила своевременно выдать огневое решение на противоторпедный залп.

Уже горящий от результатов артобстрела «Београд» после поражения двумя торпедами пошел ко дну.

Тяжело поврежденный, в дыму и огне «Ross2 был оставлен экипажем и затонул от взрыва погребов спустя четыре часа.

В ходе операции НАТО против Ливии оба ливийских корабля проекта 61СК (покинутые к тому времени экипажами) были уничтожены ПКР «Гарпун» в первые минуты конфликта.

По материалам «Третьей мировой войны»

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере