Демонтаж системы начался?
Мария Соловьева

Демонтаж системы начался?

Предвыборная гонка набирает обороты. Неожиданно, в центре политических и экономических преобразований оказался Игорь Шувалов. После того как Игорь Юргенс, один из идеологов «ИНСОРа», публично пригласил Шувалова возглавить партию «Правое дело», фамилия вице-премьера все чаще стала появляться в СМИ. 2 апреля президент Дмитрий Медведев подписал указ о необходимости выведения чиновников из состава руководства или советов директоров государственных компаний. Фактически, система госкорпораций, выстроенная Владимиром Путиным, переформатируется. Ответственным за выполнение поручения президента назначен премьер-министр Владимир Путин, но о планируемых нововведениях населению рассказывал, вопреки обыкновению, не президент в своем блоге, а вице-премьер Игорь Шувалов. Обоснование сокращения участия бюрократов в управлении госкомпаниями простое: чиновники мешают нормальному развитию предприятий, поскольку не способны адекватно воспринимать необходимость тех или иных действий. Напомним, что система государственных компаний и участие в управлении предприятиями сотрудников из связанных ведомств была разработана и введена во время президентства Владимира Путина. Тогда это казалось мерой, способной остановить воровство, рейдерские захваты, а также намеренное банкротство госкомпаний. Однако сейчас очевидно, что чиновники тоже отнюдь не всегда действуют в интересах собственно страны. В прессе часто стала появляться информация о действиях чиновников, направленных к собственной выгоде, о неких странных сделках и сомнительных тендерах. Эти скандалы некоторыми экспертами объяснялись усилением влияния бюрократов на управление предприятий, а также неизбежностью появления у чиновников собственных корыстных интересов. Правоохранительные органы и Счетная палата часто в таких ситуациях оказывались бессильны, т.к. доказать использование полномочий с целью обогащения не всегда возможно: современное законодательство оставляет слишком много дыр для подобного рода деятельности. Тем не менее, во время создания системы обогащение чиновников казалось меньшим злом по сравнению с тем, как управлялись госпредприятия без участия бюрократов. Потому что воровство и вредительство все же разные вещи. Однако в последние несколько лет разговоры о необходимости изменений ведутся более или менее активно на разных уровнях. В частности, «ИНСОР» активно лоббирует выведение чиновников из управления госкомпаниями. Об этом не один раз можно прочитать в докладах этой организации, да и либеральная теория, адептами которой являются Игорь Юргенс и его коллеги, направлена как раз на минимизацию государственного контроля деятельности рынков и предприятий. Теоретические выкладки в субботу обрели реальность, но, насколько такое отстранение будет иметь положительные последствия в суровых российских условиях, покажет время. Ясно только, что управленческие решения, в том числе намеренное доведение до банкротства, вряд ли можно будет остановить до достижения точки невозврата. Практика 90-х годов прошлого века показывает: судебные тяжбы бывают значительно менее эффективны, чем простой отказ визировать сомнительные документы на начальном этапе. Стоит также отметить, что страна постепенно готовится к новому витку приватизации госсобственности, который должен начаться в ближайшее время, однако среди высших руководителей ведомств и министерств нет по этому поводу пока единого мнения. Возможно, в демонтаже системы госкорпораций есть и политический подтекст: все же чиновники часто являются членами партии «Единая Россия», лидером которой стал Владимир Путин. А люди из «ИНСОРа», которые настойчиво предлагают президенту Медведеву свои программы, считают, что главе государства стоит иметь опору среди предпринимателей, а не бюрократов. Если согласиться с такого рода сепарацией электората и элиты, то на наших глазах происходит ослабление одной страты в пользу другой. Делается это в преддверии выборов – решение не может не зависеть от данного исторического факта, следовательно, оно является политическим. Взамен пока что не предложено ничего. Предполагается, что данная мера снизит коррупцию, очистит инвестиционный климат и создаст прекрасные условия для развития предпринимательской активности. Однако, принимая во внимание политический аспект вопроса, нельзя обойти вниманием тот факт, что об изменениях стране рассказывает Игорь Шувалов, которого Игорь Юргенс, давний лоббист дебюрократизации экономики, прочит в лидеры своей партии. Довольно нейтральная фигура вице-премьера вдруг обрела неслабый политический вес, что можно трактовать как активизацию либерально настроенной части административной элиты, или же, как игру на поле президента Медведева путинской команды, ведь Игорь Шувалов доселе считался преданным соратником Владимира Путина. В связи с падением рейтинга Дмитрия Медведева в последние два года, раскручивание Игоря Шувалова может быть и в некотором роде прощупыванием почвы на предмет альтернативного кандидата на предстоящих президентских выборах. То, что это прощупывание ведется, показывают участившиеся социологические опросы с довольно большим разбросом показателей, а также поразительное затишье в верхах. Фактически, кроме Игоря Шувалова, после разновекторных оценок ситуации по Ливии внутри тандема, никто не рискнул давать развернутые комментарии прессе как по внешним, так и по внутренним вопросам. Именно поэтому столь частое упоминание в прессе имени Шувалова вызывает столько любопытства. По материалам ИА РосИнфоНет