Русский русин Карпат
Владислав Гулевич

Русский русин Карпат

Имя схиархимандрита Алексия (Кабалюка), исповедника карпато-русского, должно быть дорого каждому православному мирянину. Преданный миссионер, он всю жизнь не уставал бороться против унии, и ратовать за просвещение православной молодёжи, которая была лишена этого права в тогдашней Австро-Венгрии.

Миссионерская деятельность отца Алексия проходила на Закарпатье, томившемся под многовековой венгерской оккупацией. Отец Алексий за свои русско-православные взгляды преследовался властями и приговаривался к тюремным срокам.

В 1944 г. о. Алексий вместе с другими карпато-русскими священниками и общественными деятелями подготовил обращение к советскому правительству, в которой говорилось о том, что карпатороссы выступают «решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими (русинами) и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

К прискорбию, эти слова не были услышаны, и Карпатская Русь вошла в состав новообразованной Украинской ССР, а русин начали переделывать в украинцев. И сегодня украинская пропаганда продолжает оперировать выдуманным термином «украинцы-русины», доказывая, что на Украине все – только украинцы. Такого народа, как украинцы-русины, никогда не существовало, но украиноцентричных агитаторов это не смущает.

В отличие от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Украинская церковь Киевского патриархата (раскольнического) заслуги о. Алексия не признаёт, и к местночтимым святым не причисляет.

Ниже приводим сообщение из зарубежной карпато-русской газеты «Правда-Пресс» первой половины ХХ века и редкие архивные фотографии о просветительской деятельности отца Алексия (сохранена орфография оригинала).

Текст и фотографии тех времён дают возможность прочувствовать дух и атмосферу той эпохи, когда быть православным означало быть русским, а быть русским – быть преследуемым и притесняемым мадьярскими властями.

«Въ теперешней столицѣ Мараморыша, въ мѣстечкѣ Хустѣ, есть русская православная бурса, въ которой жіютъ русскіи дѣти, что учатся въ хустской гимназіи.

Бурсу основалъ десять лѣтъ тому назадъ архимандритъ Алексей Кабалюкъ при церкви. Церковка тогды була маленька, деревяна, перероблена изъ простой хаты. Ту хату съ великимъ участкомъ земли подаровалъ для церкви покойный Палканинецъ, столпъ старой вѣры въ Хустѣ во время гоненій при мадьярахъ.

Отецъ Алексій понялъ, что наша будущность въ молодежи, въ тѣхъ, что насъ замѣнягь, коли насъ не станетъ. И онъ притулилъ около себе хлопцевъ, что приходили изъ селъ до Хуста учитися. Мало ихъ було въ началѣ. И мѣста було мало, бо окремъ церкви, була еще только одна комната.

Въ 1925-мъ году отцу Алексію удалося добудовати одну комнату, такъ что можно було приняти больше хлопцевъ. И рокъ за рокомъ отецъ Алексій все строилъ и строилъ и розширялъ бурсу. Въ первомъ году було у него въ бурсѣ 8 хлопцевъ, а прошлого года ихъ було уже 42.

Бурса значительно розширилася въ 1930-мъ году, коли була закончена нова, мурована церковь, такъ что великую комнату, въ которой передъ тѣмъ помѣщалася церковь, можно було отдати для бурсы. Всего за десять лѣтъ черезъ бурсу отца Алексія прошло больше якъ 200 хлопцевъ. Изъ нихъ дванадцать сдали матуру въ гимназіи и учатся теперь въ университетахъ. Многіи пошли въ Сербію, въ духовный семинаріи, чтобы тамъ учитися на православныхъ священниковъ. Часть учениковъ поступила въ учительскіи семинаріи, и будетъ учителями».

Теперь бурса состоитъ изъ трехъ великихъ комнатъ-спаленъ, въ которыхъ ученики спятъ, и одной великой комнаты, въ которой они учатся. Окремъ сего, есть кухня и комнаты для воспитателя и прислуг. Бурсаки учатся добре, и они правильно ходятъ въ церковь. При нихъ есть воспитатель: человѣкъ съ высшимъ образованіемъ, окончившій высшую школу.

Въ 1932-мъ году бурса получила офиціальное названіе «Православный Епархіальный Интернатъ имени Архимандрита Алексея». Интернатъ подчиняется теперь Епархіальному Управленію, но онъ и дальше находится подъ надзоромъ самого отца Архимандрита, который есть также и настоятелемъ прекрасного храма, построенного въ 1929-мъ году на землѣ, отказанной покойнымъ Палканинцемъ».

Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтактеи Твиттере