Русская душа Карпат
Владислав Гулевич

Русская душа Карпат

Украинские власти из кожи вон лезут, доказывая, что украинцы и русские – люди разного происхождения. На пропаганду теории о древней украинской нации из госбюджета выделяются немалые деньги.

По сообщениям СМИ, та же «Просвіта» получает 12 млн. гривен. Эта организация, основанная в 1868 году в Львове, изначально не конфликтовала со сторонниками общерусских взглядов. Почётным её членом был, например, видный галицко-русский деятель XIX века Исидор Шараневич. И лишь позже, когда бразды правления в организации взяли политические украинофилы, «Просвіта» занялась антирусской пропагандой. Занимается она этим и сейчас.

Так русские по происхождению украинцы или нерусские? Народная мудрость учит: чтобы узнать человека, обращай внимание не на его крупные поступки, а на сотни мелких, и, на первый взгляд, малозначащих его действий. Ибо крупное и громкое делают намеренно и напоказ, а познаётся человек в малозаметных ежедневных действиях.

Поступим также и мы. Взгляните на это фото:

На нём – члены Общества карпато-русских православных студентов в Праге «Пролом». Общество появилось в 1933 году, и «ставило за цель объединять карпато-русское православное студенчество, защищать его интересы, поддерживать материально бедных своих действительных членов и этим самым, приспеть к укреплению русского убеждения и прадедной православной веры среди своих собратьев». Карпато-русские студенты сопротивлялись и украинизации, и введению унии в Карпатской Руси.

Обратите внимание, что все студенты одеты в русские косоворотки. Одежда – явный цивилизационный маркер. Какую человек носит одежду, тем он себя и чувствует. Активистам «Пролома» не пришло в голову нарядиться, скажем, в турецкую национальную одежду, потому что нет культурной и духовной связи с турецкой культурой.

В русских косоворотках они оттого что были русофилами? Почему же тогда полонофилы или германофилы не рядились и не рядятся в польскую или немецкую одежду? Быть полонофилом означает любить польскую культуру и язык, но не предполагает полного копирования стиля народного польского костюма. Также и с германофилом.

За рубежом в прежние времена были свои русофилы, но они не носили косовороток, а оставались французами (Жан Жироду), норвежцами (Кнут Гамсун), албанцами (Фан Ноли), чехами (Ярослав Гашек), то есть оставались самими собой. Всегда надевать русскую народную рубаху и считать её неотъемлемой частью своего костюма могут только русские по духу люди. Это мы и видим у «проломовцев».

Сегодня великорусский народный костюм на Украине не жалуют. Раньше в детских садах и школах наблюдалась некая амальгама, когда стены были разрисованы персонажами и в великорусских, и в малороссийских костюмах. Это было правильно, ибо и тот, и другой имеют общерусское происхождение.

В независимой Украине право красоваться на плакатах и стенах учебно-воспитательных учреждений имеет только костюм малороссийский, который официально продолжают упрямо именовать украинским, и делать из него некий маркер новой, не связанной с общерусской историей украинской нации.

Но население Украины подспудно продолжает демонстрировать цивилизационное тяготение к общерусским истокам. В последний десяток лет на Украине входят в моду имена, бывшие традиционными «в русскую старину»: Игнат, Матвей, Трофим, Дорофей и даже Елисей. Заметьте, не Яцыки, Франтишеки, Джоны и Гюнтеры, а именно Игнаты, Дорофеи и «королевичи Елисеи», как в русских сказках. Это ли не красноречивое социологическое свидетельство подсознательного цивилизационного выбора, голоса истории предков? Популярные на Западной Украине имена (Орест, Тарас, Остап, Теодозий) встречаются очень редко.

Как же так: украинский народ отказывается называть детей именами, модными в самой украинизированной части страны? Может, не знает своих корней, и недостаточно патриотичен? Напротив, как раз память предков и говорит в современных украинских родителях, которые дают своему младенцу исконное русско-православное имя.

Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте