«Троянский конь» Абхазии
Анри Джергения

«Троянский конь» Абхазии

Чем больше мы отдаляемся от нашего недавнего прошлого – периода борьбы за независимость Абхазии – тем чаще возникает вопрос: а нужно ли было поднимать народ на неравную, кровопролитную войну, если превосходящие в нашей стране процессы могут вернуть его к ситуации, в которой он до этого находился, к превращению в бесправное, зависимое меньшинство? Внешне все выглядит вроде бы неплохо. Мы имеем независимое государство, признанное субъектом международного права Великой Россией, Венесуэлой, Никарагуа и другими государствами. Не зги не означает, что вопрос нашего суверенитета решен окончательно и бесповоротно. Государство может быть уверено в неизменности своего статуса, когда оно станет экономически и политически самодостаточным или реально развиваться в этом направлении, а также, когда демографическая ситуация государствообразующей нации не вызывает опасений. К сожалению, мы не можем утверждать, что хотя бы одно из названных условий в нашей стране целенаправленно реализуется. Суть экономической стратегии нынешней власти сводится к гаданию – окажет ли нам Россия обещанную финансовую помощь или нет, и как ее выгодно использовать? Что же касается демографии, то власть сознательно или не сознательно проводит политику уменьшения удельного веса нашей нации. Это связано с незаконной выдачей паспортов возвратившимся беженцам и стимулированию неконтролируемого потока гастарбайтеров. И если развитие экономики без разумного и взаимовыгодного сотрудничества с Россией невозможно, то проблему демографии наша власть может регулировать самостоятельно. О том, что демографическую, ситуацию нужно решать как можно скорее, говорят и пишут многие. Но эти высказывания остаются только пожеланиями. Вместо того чтобы проблему демографии и других актуальных вопросов решать всем вместе – и власти, и оппозиционным партиям, и всем, кто называет себя гражданским обществом, что называется, «всем миром», мы чуть ли не самой главной» сделали церковную проблему. Весь интернет пестрит информацией о церковных спорах. В газетах появляется множество публикаций на эту тему, проводятся различные круглые столы и, как апофеоз происходящего – сбор подписей в поддержку автокефалии абхазской церкви. Неужели сборщики подписей не понимают находящейся на поверхности истины о том, что если мы не сможем сохранить независимость нашего государства, если оно не станет самостоятельным, то, как бы не называлась функционирующая на территории Абхазии церковь, она не станет абхазской и, напротив, в государстве любая церковь будет служить интересам абхазского государства? Подтверждением этому является вся мировая история. Если инициаторы движения за автокефалию абхазской церкви искренне расценивают свою деятельность как один из способов сохранения нашей государственности, то они должны направить свою активность для решения главных судьбоносных для государства проблем. Что же касается борьбы за автокефалию абхазской церкви, то какими привлекательными и ласкающими слух словами и идеями они ни прикрывались, в ее основе лежит борьба между старшим и более молодым поколениями абхазских священнослужителей. И, пожалуй, самым главным дли молодых церковников в их противостоянии со старшими является владение и пользование наиболее доходным объектом в абхазской епархии – Новоафонским монастырем и распоряжение поступающими в его казну, финансовыми потоками. И для достижения этой своей цепи они готовы пойти на любой шаг, вплоть до раскола церкви, а порой на совершение поступков, граничащих с уголовно-наказуемыми деяниями. Подтверждением этому является направленное ими в апреле 2009 года Обращение святейшему Кириллу – патриарху Московскому и всея Руси. В вышеупомянутом обращении содержится верноподданническая идея о намерении абхазской епархии постепенно перейти в лоно Русской Православной Церкви и нет никакого намека о намерении создать автокефальную церковь в Абхазии. Но эта часть Обращения написана для того, чтобы скрыть истинное намерение. А истинным намерением является просьба о подчинении отдельно от абхазской епархии Новоаафонского монастыря Русской Православной Церкви. Это письмо подписали отец Дорофей, отец Палладий, иереи Долмат Гопия, Матфей Тужба и Никита Адлейба. В последствии, иереи Гопия, Адлейба и Тужба написали покаянное письмо, в котором отказались от своих подписей и указали, что они, не разобравшись, будучи введенными в заблуждение, подписали это обращение. В дальнейшем они поняли, что данное письмо отцу Андрею и отцу Дорофею было нужно для получения архиерейских санов. Письмо было написано и отправлено тайно, без ведома абхазской церкви и ее временного главы – отца Виссариона (Аплиа). Не знаю, как это выглядит с церковно-канонической точки зрения, а с юридической – это является предложением изъять из ведения абхазской епархии имущество, которое находится в ее безвозмездном и бессрочном пользовании. Подобные действия содержит элемент уголовно-наказуемого деяния. Абхазская епархия является юридическим лицом, и речь шла о незаконном отчуждении накалявшегося в ее ведении имущества. Естественно, что это Обращение оставлено было без реагирования Русской Православной Церковью. Не получив желаемого ответа отец Дорофей, отец Давид и отец Андрей затеяли более масштабную авантюру. Они самочинно захватили Новоафонский монастырь и перестали туда допускать служителей абхазской епархии. Видимо, тогда же возникла беспроигрышная в абхазском обществе идея об автокефалии Абхазской церкви. Эта идея не могла не получить поддержки среди граждан Абхазии. Воспользовавшись этим, отец Дорофей, отец Андрей и отец Давид созвали в мае 2011 г. в Hoвoафонском монастыре сход, названный ими «Церковно-народным собранием», на котором было принято решение о создании «Священной Митропо¬лии Абхазии» – (СМА). Это решение стало фактически началом раскола Абхазской церкви. Свои действия инициаторы раскола объяснили нежеланием абхазской епархии бороться за автокефа¬лию нашей церкви. Трудно сказать, сами и вышеназванные клирики решили реализовать свои намерения путем призыва к автокефалии или все-таки это было сделано по подсказке Константинопольской и Элладской православных церквей, с которыми они находятся в тесной связи. Некоторые действии Константинопольской и Элладской церквей можно расценить как скрытую поддержку раскольнической деятельности отца Дорофея, отца Андрея и отца Давида. Возможно, что патриарх Варфоломей с их помощью начал двойную игру. С одной стороны, он принимает абхазских раскольников и ведет с ними какие-то переговоры. Отец Дорофей и его сторонники пытаются представить переговоры на этой встрече как поддержку патриархом КПЦ в достижении автокефалии. В то же время в прессе была распространена информация от имени патриарха Варфоломея о том, что он признает Абхазскую церковь как каноническую часть грузинской церкви, находящейся под ее (грузинской церкви) юрисдикцией. Несмотря на это отец Дорофей неоднократно совершает поездки в Константинополь и Грецию, после которых распространяются слухи о том, что в ближайшее время будет принято решение oб автокефалии Абхазской церкви. Прошел год, прошел другой, но никаких решений не принималось. Видимо, у отца Дорофея и его соратников никаких конкретных договоренностей не было. При этом следует отметить, что четкого механизма предоставлении автокефалии той или иной церкви не имеется. Этот вопрос может решиться только при достижении договоренностей всеми православными церквями. Несомненно, отец Дорофей, отец Андрей и отец Давид, поэтому они постоянно заявляют о различных способах решения этой проблемы. Так родилась идея об обращении Парламента РА к патриарху Варфоломею о Предоставлении автокефалии. Это Обращение подписали 25 депутатов. Чем закончилась эта акция – неизвестно. Затем возникла идея анкетирования граждан Абхазии в поддержку автокефалии. Нельзя не отметить, что это анкетирование носит откровенно антироссийский характер. Из текста анкеты вытекает, что только грузинская и русская церкви выступают против нашей автокефалии. Почему-то из нее не видно, как относятся к этому остальные 12-13 автокефальных православных церквей (кол-во церквей тоже спорно). Неизвестно чем обусловлена уверенность, что другие церкви могут поддержать автокефалию АПЦ. А в сознании граждан Абхазии остается одно, что РПЦ против независимости нашей церкви. И как бы ни мотивировали свои действия авторы вопросника, цель его – вбить клин между РПЦ и АПЦ, между Россией и Абхазией. Почему-то предаются забвению следующие факты – благодаря кому мы сохранились и создали государство, благодаря кому мы выжили, кто помогает по сегодняшний день? Наверное, стоит задуматься, кто мешает РПЦ, тесно и согласованно действующей на международной арене с Российским государством, первым признавшим нашу независимость, поддержать автокефалию Абхазской церкви. Видим и, на это есть объективные причины. Как уже было сказано, в Абхазии происходит анкетирование. По информации инициаторов, за автокефалию АПЦ высказались около 70 тыс. граждан. В своих публичных выступлениях инициаторы опроса угрожают не подписавшим гражданам признанием их врагами народа. Но дело в том, что не подписавшие не против автокефалии. Просто они не верят, что эти подписи сыграют какую-то роль. В цивилизованном обществе такого рода угрозы и заявления называются «охотой на ведьм». Но, так или иначе, подписи собраны. Согласно дальнейшим планам авторов вопросника на сентябрь сего года запланировано «Собрание православного народа Абхазии». Нет сомнения, что на нем будет принято обращение, вероятнее всего, к патриарху Константинопольскому от имени абхазского народа о предоставлении автокефалии. Непонятно, что будет происходить дальше. Как нами выше указывалось – четкого механизма решения этой проблемы нет. По утверждениям раскольников, этот вопрос может быть решен либо главами пяти старейших православных церквей, либо Вселенским собором православных церквей. Однако ни в одном каноническом документе не сказано, что пять старейших церквей могут самостоятельно решить вопрос об автокефалии. Что же касается Вселенского собора православных церквей, то его пытаются собрать уже около 50 лет. Имеющиеся между церквями организационные противоречия не позволят его созвать в ближайшие десять, а может, и более лет. И я думаю, что это хорошо понимают противники абхазской епархии. Поэтому независимо от того, как будет решен вопрос об автокефалии, они решили узаконить раскол путем незаконной регистрации Устава «Священной Абхазской Митрополии» (СМА) Министерством юстиции Абхазии. Этим объясняется поспешность их действий. Хотя никакой необходимости в поспешном решении этой проблемы нет. Aбхазская православная церковь в течение двадцати с лишним лет функционирует самостоятельно и никаких препятствий к продолжению этой деятельности нет, Изучение материалов, на основании которых СМА была зарегистрирована Минюстом РА, свидетельствует о том, что это было совершено с нарушением закона. Должностные лица, зарегистрировавший данный Устав, не изучили его должным образом. Авторы Устава митрополии умышленно завуалировали, на основе какого храма регистрируется митрополия? Так в ст.1. Устава сказано, что Священная Митрополия Абхазии образована на Церковно-народном собрании 15 мая 2011 года в монастыре св. Симона Кананита г.Новый Афон (Анакопия). А в разделе VIII этого же устава адресом СМА указан Новый Афон, ул. Курортная 6, Братский корпус, комн. 10. Из цитируемого текста нельзя понять, входит ли Новоафонский монастырь в СМА или нет. И сделано это сознательно, так как при желании, можно сделать два вывода. Первый – монастырь входит в митрополию, а второй – не входит. Что называется, выбирай по ситуации. Дело в том, что СМА фактически занимает Новоафонский монастырь. Функционирует в нем. И авторы Устава, и сотрудники Минюста не могли не знать, что, согласно Постановлению КМ РА от 28.12.2010 г. N 283, этот храм был передан Пицундской и Сухумской епархии Абхазской православный церкви в и безвозмездное и бессрочное пользование. И прежде чем производить регистрацию, Минюст должен был истребовать правоустанавливающие документы для выяснения вопроса: где конкретно СМА будет заниматься указанной в уставе деятельностью, проверить, можно ли в комнате 10 братского корпуса осуществлять, соответствующие церковные обряды. Ну, и самое главное потребовать освободить незаконно занимаемый митрополией Новоафонский монастырь. По непонятным причинам этого сделано не было. После регистрации Устава СМА, ее руководители упразднили Новоафонский монастырь, как самостоятельное юридическое лицо. Не имея соответствующих документов, я не могу сказать, что и как было сделано. Но одно это абсолютно точно. Они, согласно вышеуказанному Постановлению КМ РА ел 28.12.2O1O г. N 283, не имели права распоряжаться этим монастырем. Поэтому все распорядительные действия по отношению к нему без ведома и согласия совета АПЦ, являются незаконными. Нет сомнений, что регистрация Устава не могла быть осуществлена без ведома высшего руководства государства. Церковная проблема муссируется на всех уровнях власти, и, конечно, вопрос о регистрации не мог быть решен без ведома А.З.Анкваб. Этим самым Президент нарушил сделанное им не так давно на втором российско-абхазском гуманитарном форуме заявление о том, что тесные исторические связи абхазского и русского православия дают ему основания обратиться с просьбой к Московскому патриарху рукоположить абхазского епископа. Регистрация Устава СМА дала возможность Константинопольскому патриарху Варфоломею прислать отцу Дорофею и его сторонникам антиминсы, дающие им право осуществлять церковные обряды, как клирикам Константинопольской церкви. Можно сказать, что этим решением раскол АПЦ при помощи властей Абхазии завершен. В результате этого на территории Абхазии смогут действовать священнослужители абхазской, а также греко-язычных Константинопольской и Элладской церквей. При этом не может не возникнуть вопрос: кому выгоден раскол? И каковы будут последствия? Первое – это раскольники, закрепили Свое присутствие Новоафонском монастыре и право распоряжаться его доходами. Они получили свое. Возможно, в дальнейшем, они могут стать и архиереями. А вот станет ли АПЦ автокефальной, их уже не интересует. Сбор подписей oб автокефалии и заявления о созыве Всенародного схода являются прикрытием раскольнической деятельности и откровенным обманам. Граждане Абхазии подписывали анкету о независимости церкви, а получили ее раскол и возможность в дальнейшем функционирования 2-3 православных церквей (Aбхазской, Константинопольской, Элладской) на территории Абхазии. Допустим, планируемый на сентябрь сход обратится (правда, пока неизвестно к кому) с просьбой об автокефалии АПЦ. Возникает еще один вопрос – какой из церквей предоставлять автокефалию? Таким образом, отец Дорофей и иже с ним, своими раскольническими действиями загнали в тупик вопрос об автокефалии АПЦ. Далее, видимо, заигрывания патриарха Варфоломея с абхазскими раскольниками обеспокоили грузинскую церковь. Поэтому в течение короткого времени состоялись две встречи Грузинской и Канстанинопольской церквей на высшем уровне. Публичной информации от имени патриарха Варфоломея не появилось. Но представители Грузинской церкви, со ссылкой на Варфоломея, через прессу проинформировали, что патриарх Константинопольский подтвердил свои прежние заявления о том, что Абхазская епархия является частью Грузинской церкви. Думаю, что это соответствует официальной позиции патриарха Варфоломея. Вряд ли клирики Грузинской церкви публично дадут ложную информацию. Во всяком случае, патриарх Константинопольский информацию грузинских священнослужителей не опроверг. В итоге, в этой ситуации всех переиграл бывший сотрудник спецслужб члена НАТО Турции (а бывших, как известно, не бывает), а ныне патриарх Варфоломей. Заявляя о приверженности к единству Грузинской церкви, он использовал абхазских клириков и организовал раскол Абхазской церкви, подчинив их своему влиянию. Его расчет строится на том, что церковный раскол объективно будет вести к расколу абхазского общества и к усилению антироссийских настроений. Это то, о чем могли мечтать западные и, в первую очередь, американские спецслужбы, являющиеся противниками независимости Абхазии. Церковная проблема в условиях Абхазии превратилась, в своего рода, «троянского коня». До тех пор пока граждане Абхазии не поймут этого, опасность разрушения нашего государства изнутри будет сохраняться. Неужели этого не могли понять и власти Абхазии? А может быть власть, поддерживая усиление церковного противостояния, имеет своей отвлечь внимание наиболее активной части нашего общества от главных задач государства. Так или иначе, незаконной регистрацией Устава СМА они объективно подыграли противникам сохранения и укрепления суверенного Абхазского государства. По материалам «Единой Абхазии» Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте