Халтура «Штрафбата»
Максим Купинов

Халтура «Штрафбата»

Николай Досталь, режиссер сериала «Штрафбат», ставшего наглядным доказательством невежества его создателей, обратился с письмом к гендиректору ВГТРК Олегу Добродееву, в котором обвинил телеканал в «грубой, мелочной и ханжеской цензуре». Из этой пародии на серьезный военный фильм вырезали несколько сцен, что и вызвало гнев Досталя. «Всех случаев неуважительного отношения к авторам фильма не перечислить» , - объявил кинодеятель. Между тем Досталь «забыл» написать о том, что его фильм является откровенным издевательством над историей и ветеранами штрафных подразделений, выразивших своё возмущение творением этого кинодеятеля. Но неуважительное отношение к войне и её ветеранам создателей сериала не волнует. «Прелесть» этой картины в том, что перед съемками «Штрафбата» Досталь не потрудился прочесть текст приказа № 227, на основании которого и создавались штрафные подразделения. В приказе было написано: «Сформировать в пределах фронта от одного до трёх (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров (летом 1942 года термина «офицеры» в Красной Армии не существовало, он появился в начале 1943 года. – Авт.) и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины…» Кроме того, было приказано: «Сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии…» Разница между штрафным батальоном и штрафной ротой определена в приказе предельно точно. Штрафные батальоны были подразделениями офицерскими, это их принципиальное отличие от штрафных рот. Это были совершенно разные формирования, непохожие прежде всего по так называемому «переменному составу» (в штрафбатах «переменный состав» – из наказанных офицеров, в штрафных же ротах – из рядовых и сержантов, а часто и из заключенных из лагерей). Штрафные роты и в самом деле были «пушечным мясом», получавшим оружие обычно лишь перед боем. Штрафные же батальоны имели в своем составе пулеметные, противотанковые и минометные взводы, проходили подготовку, об уровне которой многие подразделения и части Красной Армии могли лишь мечтать. Разумеется, творение Досталя вызвало возмущение у тех, кто не понаслышке знал о штрафниках. Ефим Абелевич Гольбрайх, служивший заместителем командира отдельной армейской штрафной роты 51-й Армии в 1944-1945 годах (постоянный состав), так оценил творение Досталя: «У этого сериала есть только одно достоинство – прекрасная игра актеров. Всё остальное – полный бред… Остановимся на главном. Никогда офицеры, сохранившие по приговору трибунала свои воинские звания, не направлялись в штрафные роты – только в офицерские штрафные батальоны. Никогда уголовники не направлялись для отбытия наказания в офицерские штрафбаты – только в штрафные роты, как и рядовые и сержанты… Никогда политические заключенные не направлялись в штрафные части, хотя многие из них, истинные патриоты, рвались на фронт, защищать Родину. Их уделом оставался лесоповал… Никогда штрафные роты не располагались в населенных пунктах. И вне боевой обстановки они оставались в поле, в траншеях и землянках. Контакт этого непростого контингента с гражданским населением чреват непредсказуемыми последствиями. Никогда, даже после незначительного ранения и независимо от времени нахождения в штрафном подразделении, никто не направлялся в штрафники повторно. Никогда никто из штрафников не обращался к начальству со словом «гражданин», только – «товарищ». И солдатом не тыкали – «штрафник», все были «товарищи», на штрафные части распространялся устав Красной Армии. Никогда командирами штрафных подразделений не назначались штрафники! Это уже не блеф, а безответственное враньё. Командир штрафного батальона, как правило, подполковник, и командиры его пяти рот – трёх стрелковых, пулеметной и минометной – кадровые офицеры, а не штрафники. Из офицеров-штрафников назначаются только командиры взводов. Благословление штрафников перед боем – чушь собачья, издевательство над правдой и недостойное заигрывание с церковью. В Красной Армии этого не было и быть не могло. Я понимаю, что художник или режиссер имеют право на творческую фантазию, но снять сериал о войне, в котором исторической правды нет ни на грош!..» Герой Советского Союза Владимир Васильевич Карпов сам отбывал наказание в штрафной роте (переменный состав), затем воевал в разведке; там и Золотую Звезду заслужил. Вот что он по поводу «Штрафбата» сказал: «Создатели фильма не познакомились с документами, определявшими организацию штрафных подразделений в годы войны. И, похоже, не проконсультировались у специалистов. То, что они показывают в этом сериале, в основе своей не соответствует фронтовой действительности. В приказе о создании подобных подразделений сказано, что штрафные батальоны комплектуются только из осужденных и разжалованных офицеров. Командиры назначаются из кадровых офицеров. В фильме же показан штрафной батальон, в котором собраны уголовники, политические, проштрафившиеся рядовые. Такого не было и быть не могло… Проштрафившиеся рядовые, а также уголовники, политзаключенные, изъявившие желание воевать, направлялись в отдельные штрафные роты. Такие роты в штрафбат не входили, а придавались стрелковым полкам. Я, например, воевал в 45-й отдельной штрафной роте на Калининском фронте. Она была сформирована в ноябре 1942 года в Тавдинлаге из заключённых, которых освободили по добровольному желанию идти на фронт. В лагере я отбывал срок по печально знаменитой 58-й статье – за антисоветскую пропаганду… Во главе этого придуманного штрафбата, а также командирами рот поставлены уголовники. Опять же, такого просто быть не могло. В соответствии с организационными документами, командирами штрафных подразделений назначались только строевые офицеры, причём, наиболее опытные и перспективные. Нарушивший этот приказ тут же сам оказался бы в штрафбате. Более того, назначение на штрафную роту или штрафной батальон для офицера считалось удачным, потому что там воинское звание присваивалось на одну ступень выше. Так что показанный в фильме абсолютно безграмотный в военном отношении генерал-майор непонятно почему сетует на то, что у него не хватает кадров для командных должностей в штрафбате. К тому же, штрафбат данному генералу не мог подчиняться, ибо это часть не дивизионного и даже не армейского, а фронтового подчинения. Показанному же генерал-майору, если даже он был командиром дивизии или корпуса (из фильма не понять), штрафной батальон мог быть лишь временно придан… Есть в фильме и прямое оскорбление в адрес фронтовиков. Речь идёт об эпизоде, когда раненного в разведке бойца сослуживцы добивают, чтобы не обременять себя при возвращении. Такого категорически не бывало. Я уж не говорю о феномене фронтового братства. Но и чисто по дисциплинарным причинам. Если в разведку ушли пятеро, то столько же должны вернуться. Вытаскивали даже убитых, а раненых уж тем более… Нас действительно посылали на самые тяжелые направления. Но у нас не было никаких заградотрядов, как показано в фильме. Думаю, если бы такой заградотряд у нас за спиной появился, мы тут же постреляли бы его к чёртовой матери. Были совсем иные заградотряды, из войск НКВД и пограничников. Но это в тылу, на глубине 60-80 километров от передовой. Они вылавливали шпионов и дезертиров, несли комендантскую службу, стояли на дорогах, останавливали машины, людей, проверяли документы… Очень понравилась игра актеров, людей явно талантливых и симпатичных. Но из-за слабого сценария и режиссуры на выходе получилось то, что получилось, - дегероизация Красной Армии, компрометация самой Победы…» Известна манера нынешних либералов врать нагло и поразительно глупо. В такой же манере врут они и о штрафниках, и о том, что тема эта при советской власти якобы была закрыта. Вот, например, что можно прочитать в интервью режиссера фильма Николая Досталя журналу «Искусство кино»: «Е.Гусятинский: Тема штрафбата интересна уже потому, что пятьдесят лет была под запретом. Значит ли это, что военная тематика остается неослабевающим центром притяжения и сближения противоположностей? Н.Досталь: Наверное. Может быть, свою роль сыграло преддверие юбилея – 60-летия Победы. Хотя вряд ли. Просто неизвестные страницы нашей истории всегда вызывают интерес у зрителей, читателей. Несмотря на активное стирание белых пятен в нашей истории, начатое в перестройку, многие её страницы остаются неразрезанными». Неужели режиссёру Досталю и журналисту Гусятинскому сложно узнать про таких советских писателей, как Константин Симонов и Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и Анатолий Иванов, Вячеслав Кондратьев и Владимир Карпов? Эти авторы в советскую эпоху писали о штрафниках. Можно было бы и почитать их, перед тем, как браться за такую тему. Возникает вопрос: на что рассчитывали Гусятинский и Досталь, рассказывая сказки, что «штрафная» тема «пятьдесят лет была под запретом» и про «белые пятна»? На что рассчитывал Досталь, снимая свою «кинонетленку»? Не иначе, на то, что ветеранов штрафных подразделений в живых не осталось. По материалам «Народного политолога» Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте