Искусство бессознательного
Николай Телепнев

Искусство бессознательного

Хипстер - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного "to be hip", что переводится приблизительно как "быть в теме". Слово это... в наше время обычно употребляется в смысле "обеспеченная городская молодежь", интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т. п.".

Ключевое слово - "обеспеченная молодежь", тот самый "средний" или "креативный класс", который не так давно решил побузить в столице и объяснить окружающим, что "они здесь власть". Невооруженным глазом были видны весьма своеобразные молодые люди, своим видом вызывающие у нормального человека целую гамму чувств - от брезгливости до желания дать ощутимого пинка. Именно эти персонажи громко возмущаются Парадом Победы, считают всех, кто служит в армии, неудачниками, предпочитают не утруждать себя работой (даже в качестве офисного планктона), требуют каких-то запредельных "прав человека" и так далее...

Именно этим "креаклам" традиционные человеческие ценности - как красная тряпка для быка. Семья, Вера, Родина - это лишь набор каких-то картинок, разноцветные кусочки для очередного пазла ни о чем... Главное - процесс. И чтоб было "прикольно"... Говорят, от политики можно самоустраниться. Во всяком случае, такие люди еще встречаются. Обычно они вполне удовлетворены тем, что в их частную жизнь никто не лезет, политика им до поры до времени не мешает, они наслаждаются общением с себе подобными, литературой, искусством, кино, театром... Вот только с каждым днем все труднее этим самым искусством насладиться.

"Креаклы" - существа всепроникающие. Оглянуться не успеешь - они уже рядом и "бешено креативят". Театр без всякого смысла, дикие танцы вместо балета, мазня взамен живописи... И - сумбур в голове вместо мыслей. "Креативный класс" обесценивает искусство точно так же, как и превращает политику в бессмысленное шоу.

Характерный пример - некий Игорь Скалецкий: "Художник и автор коллажей-фантасмагорий живет то в Москве, то в Берлине, то в Тель-Авиве и, как коллаж, собирает собственный лук: кройцберговский панк смешивает с хасидскими одеяниями и подает с чисто русской невозмутимостью". Все понятно? Нет? А этого и не требуется. Отсутствие смысла - это и есть главный смысл. "Мне близка тема совмещения, казалось бы, несовместимого: стилистики садомазо и полотен Ренессанса. Образы очень современные, и вместе с тем от них веет стариной - сильный эффект". На самом деле - никакого эффекта, просто идеи Возрождения смываются в унитаз коллажного мышления. "Убранство святых из католических храмов. Думаю приобрести себе одну или несколько таких корон на eBay, возможно, даже что-то буду носить сам", - сакральные для многих вещи превращаются в обычный прикид для хипстера. Пардон, для "художника"...

Собственно, что нам до этого Скалецкого в нелепом одеянии? В котором, кстати, он, слава Богу, еще может пройти разве что по центру Москвы, не заходя в переулки, потому что там и побить могут. Данный персонаж - лишь пример той заразы, которая разъедает все вокруг, будь то политика, искусство или просто образ жизни. Человеческой жизни...