Адрес надежды - полиция
Отдел информации

Адрес надежды - полиция

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. По данным пресс-службы МВД РФ, в 2012 году в России было объявлено в розыск 53 635 человек, из которых 11 969 составляют несовершеннолетние. Установлено местонахождение 51779 человек, несовершеннолетних 11 968. Жертвами преступлений стал 31 ребёнок. За 3 месяца 2013 года объявлено в розыск 10388 человек, из них 2109 несовершеннолетних. Установлено местонахождение 10021 человек, несовершеннолетних (с учетом объявленных в розыск в прошлые годы) - 2142. Жертвами преступлений стали 8 детей. Абсолютное большинство без вести пропавших несовершеннолетних – это подростки, убегающие из социальных и образовательных учреждений, а также из проблемных семей. Причем совсем не обязательно, чтобы у них были неблагополучные родители, это могут быть и семьи, где детям уделяют недостаточно внимания в силу самых различных причин. Большая часть детей самостоятельно, или с помощью полиции, возвращается в семью или детское учреждение, откуда они сбежали. Успех работы по розыску ребенка зависит, прежде всего, от своевременного информирования о его безвестном исчезновении органов внутренних дел и, в зависимости от обстоятельств его исчезновения, – поисково-спасательных подразделений МЧС России, а также эффективности принимаемых оперативно-розыскных или поисковых мероприятий. С целью организации розыска пропавшего без вести ребёнка заявителю необходимо лично или по телефону обратиться в ближайший орган внутренних дел, но желательно это сразу сделать по месту последнего нахождения разыскиваемого, поскольку дальнейшее проведение розыскных мероприятий возлагается на ОВД по месту исчезновения лиц. Сообщение о безвестном исчезновении ребенка должно быть принято и зарегистрировано независимо от срока и места его исчезновения, наличия или отсутствия его фотографии, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного отсутствия. Ссылка на то, что заявление может быть принято только после трех дней со дня пропажи ребенка, не состоятельна. Такое требование не содержится ни в одном нормативном правовом акте. То обстоятельство, что пропавший ребенок не является родственником заявителя, также не служит основанием для отказа в проведении по данному факту предварительной проверки и заведения розыскного дела. Родители пропавшего ребенка должны знать, что их заявление должны принять в любом ОВД сразу, в т.ч. без фотографии, независимо от срока и места его исчезновения. В своем заявлении родители должны точно описать приметы ребенка: его рост, телосложение, цвет волос, особые приметы, одежду разыскиваемого в момент его исчезновения, вещи и предметы, которые находились при нем; обстоятельства исчезновения и что ему предшествовало, образ жизни разыскиваемого, его увлечения, наклонности, распорядок дня. Одновременно, в зависимости от обстоятельств исчезновения ребенка они должны: самостоятельно обратиться в БРНС (Бюро регистрации несчастных случаев - при его наличии в регионе), медицинские учреждения; обзвонить родственников и знакомых, детей, с которыми общается ребенок. Если розыск пропавшего ребенка организован неудовлетворительно, родители ребенка имеют право и должны обратиться к руководителям органа внутренних дел, осуществляющего розыск, по инстанции в вышестоящие подразделения, а также в следственный комитет или прокуратуру. При поступлении в орган внутренних дел заявления о безвестном исчезновении ребенка, дежурный регистрирует его в книге учета происшествий и в случае личного обращения выдает заявителю талон-уведомление, подтверждающий факт регистрации заявления в органах внутренних дел. После приема и оформления заявления, незамедлительно организуются первоначальные мероприятия. На розыск пропавшего без вести ориентируются наряды полиции, сотрудники служб и подразделений территориального органа МВД России, соседние территориальные органы МВД России, в том числе на транспорте, частные охранные структуры, а при необходимости – представители общественности. При поступлении в орган внутренних дел сообщения о безвестном исчезновении ребенка, после регистрации оно передается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в следственный орган следственного комитета. Пропавший без вести ребенок проверяется по учетам органов внутренних дел, медицинским учреждениям, к месту его последнего пребывания направляется дежурная следственно-оперативная группа для выяснения обстоятельств исчезновения, проведения осмотра последнего места нахождения разыскиваемого ребенка, сбора идентификационного материла, а также проверки мест его возможного нахождения. В зависимости от обстоятельств исчезновения ребёнка в следственно-оперативную группу привлекается инспектор-кинолог со служебной собакой, в том числе специализирующейся на поиске трупов и человеческих останков. В ходе осмотра обследуются чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал пропавший; приусадебный участок и территория, непосредственно к нему прилегающая; место, где без вести пропавшего видели в последний раз; места, которые обычно посещал разыскиваемый; контейнеры вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки му­сора; пустыри, участки лесонасаждений, заброшенные строения и другие места, кото­рые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств; лесные массивы, болота, заросли кустарника, овраги по маршруту направления движения без вести пропавшего. Отрабатывается жилой сектор, в ходе которого опрашиваются соседи и жильцы подъезда, дома. Выявляются лица, которые видели разыскиваемого ребенка последними и могут дать показания об обстоятельствах его исчезновения. Проверяются дошкольные учреждения, места учебы, опрашиваются воспитатели, учителя, одноклассники, с кем близко общался разыскиваемый. При наличии данных о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни и здоровью, для организации поисково-спасательных работ привлекаются подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Для отработки труднодоступных участков местности привлекаются члены обществ охотников и рыболовов, жители близлежащих населённых пунктов, население муниципальных образований, волонтеры. Широко используются средства массовой информации. Для проведения широкомасштабных поисковых мероприятий на обширной территории привлекаются части оперативного назначения или специальные моторизованные соединения и воинские части МВД России, а также военнослужащие Минобороны России по согласованию с командирами соединений, воинских частей, начальниками гарнизонов. Выставляются автомашины с громкоговорящими динамиками у лесных массивов, где пропал ребёнок, и периодически подают позывные сигналы для оповещения жителей близлежащих населённых пунктов о пропавшем ребёнке, а так же указывают направление, куда следует двигаться разыскиваемому. Изготовляются и распространяются ориентировки с приметами разыскиваемого ребенка, его фотографиями в местах скопления людей, расположенных в районе проведения поисковых мероприятий. По результатам проведенных первоначальных розыскных мероприятий территориальным органом МВД России не позднее 10 суток с момента поступления заявления (сообщения) заводится розыскное дело, либо отказывается в его заведении в связи с установлением места нахождения пропавшего ребенка. Розыскное дело в отношении пропавших без вести несовершеннолетних заводится во всех случаях, когда первоначальными розыскными мероприятиями их местонахождение не установлено, и они не были возвращены в семью или в специализированные учреждения для несовершеннолетних. В качестве примера организации поисковых мероприятий можно привести случай исчезновения малолетней Елизаветы Фомкиной и ее родственницы, страдающей психическим заболеванием, Марии Фомкиной, пропавших без вести 13 сентября 2010 г. в Орехово-Зуевском районе Московской области, трупы которых с признаками переохлаждения были обнаружены 22 и 23 сентября 2010 г. в лесном массиве. Произошедшая трагедия вызвала широкий общественный резонанс и многочисленные обвинения органов внутренних дел в пассивном проведении поисковых мероприятий. Однако необходимо отметить, что в момент поступления заявления от родителей ребенка какая-либо информация, подсказывающая направления поиска отсутствовала. В связи с этим органы внутренних дел отрабатывали лиц, ранее судимых за совершение преступлений против несовершеннолетних, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Опрашивали водителей городского пассажирского транспорта, в том числе водителей такси и лиц, занимающихся частным извозом. Один из опрошенных водителей сообщил, что видел на трассе женщину и малолетнего ребенка, которые шли пешком по направлению от города в сторону деревни Демихово. На основании полученной информации все силы и средства органов внутренних дел по Орехово-Зуевскому району и приданные силы, в том числе местные жители и волонтеры, были направлены на прочесывание пересеченной местности и лесного массива, расположенных в районе предполагаемого нахождения разыскиваемых. В результате принятых мер местонахождение девочки и её тети было установлено на значительном удалении от города (на расстоянии более 10 км), в труднопроходимом лесу под поваленными бурей деревьями. Использование инспектора-кинолога со служебной собакой было затруднено прошедшими дождями и выгоревшей в результате лесных пожаров местностью. К большому сожалению, поисковые мероприятия заняли слишком длительное время и найти пропавших живыми не удалось. Данное чрезвычайное происшествие нами анализировалось, в том числе с выездом на место. По результатам было дано дополнительное указание начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне об усилении контроля за деятельностью подразделений и служб, непосредственно принимающих участие в организации розыска и проведении розыскных мероприятий по установлению лиц, пропавших без вести, а также налаживании должного взаимодействия с подразделениями МЧС России, Минобороны России и общественностью. Органы внутренних дел в своей деятельности всегда опирались на помощь населения, и волонтерские отряды не являются исключением. Они уже сейчас оказывают существенную помощь в поиске пропавших – проводят поисковые мероприятия, как в городе, так и сельской местности, размещают информацию о разыскиваемых лицах в общественных местах и на специализированных сайтах, опрашивают возможных очевидцев. Мы, в свою очередь, ориентируем наши подразделения на необходимость совместной работы, и считаем возможным рекомендовать родственникам пропавших в определенных случаях дополнительно обращаться за помощью и к волонтерам. Кроме того, следует повышать уровень профилактической работы, особенно когда речь идет о детях. Ведь когда мы начинаем их искать, то мы фактически боремся с последствиями того негатива, который преследует их в повседневной жизни. И это не чисто полицейская задача – в ее решении активную роль должны играть и органы образования, и социальные службы, и местное самоуправление, и общественность. Необходимо выявлять и устранять причины, по которым ребенок убегает из дома. От хорошей жизни, от любящих родителей дети не бегут, за исключением случаев психического отклонения в развитии. Ребенок должен быть под постоянным присмотром родителей. У него должно быть как можно меньше свободного времени. Необходимо записать его в кружки или секции, приучить к чтению книг, поощрять его хобби, развивать его творческие способности. При необходимости – не стесняться обращаться за консультацией к детским психологам, врачам психиатрам и невропатологам. В тоже время родители должны уважать личность ребенка, его право на самостоятельность, не запрещать его желанию сходить с друзьями в кино или в гости. Излишняя опека, особенно над подростками, может привести к обратной реакции. Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте