Финский «звездный час» трехбашенного танка
Максим Купинов

Финский «звездный час» трехбашенного танка

В нашей стране давно сформировалось представление о том, что отечественные танки, созданные в начале 30-х годов, были всего лишь этапом к созданию «тридцатьчетверок» и мало чего стоили сами по себе. Между тем, у танков 30-х годов на счету было немало боевых успехов. Для трехбашенного танка Т-28, например, звездным часом стала финская война. Важную роль сыграло мощное по тем временам вооружение танка. На Т-28 была установлена 76,2-мм пушка КТ-28 («Кировская танковая») образца 1927-32 годов с длиной ствола в 16,5 калибра. Она размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Пушка снабжалась телескопическим и перископическим прицелами ТОП образца 1930 года и ПТ-1 образца 1932 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм был секторного типа, ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Но дело было не только в вооружении. Историк Михаил Барятинский так объяснил успехи, достигнутые Т-28 на финской войне: «В период боевых действий на Карельском перешейке танки Т-28 использовались в полном смысле по прямому назначению – для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций. И, несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 1930-х годов, они проявили себя самым лучшим образом. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости – на второй передаче свободно передвигались по снегу глубиной 80-90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия. Но при этом, имея более толстую броню (опять же по сравнению с Т-26 и БТ), они оказались уязвимыми для огня 37-мм противотанковых пушек «Бофорс», состоявших на вооружении у финнов (к счастью, таких пушек у них было немного). Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля». Помимо этого, 20-й тяжелой танковой бригаде, вооруженной Т-28, перед началом боев дали время на подготовку личного состава и освоение театра военных действий. Особое внимание обращалось на подготовку механиков-водителей. И уже в первых боях в начале декабря 1939 года экипажи Т-28 показали, на что способны эти танки. Штурм узла обороны Кирка Кивенапа оказался успешным именно благодаря тому, что Т-28 смогли в ночной темноте, без огней, с ходу преодолеть встречающиеся противотанковые рвы. При встрече с финнами танки действовали так: сначала обстреливали из пулеметов препятствия и укрытия вблизи препятствий, а затем проделывали проходы с помощью саперов. Кое-где гранитные надолбы разбивались бронебойными снарядами, но бывали случаи, когда танкисты выходили из машин и вручную ломами проделывали проходы в железобетонных надолбах. Особую роль Т-28 сыграли в прорыве линии Маннергейма у высоты 65, 5 в феврале 1940 года. Пехотинцам предложили засучить правый рукав маскхалата, чтобы танкисты могли отличать наших бойцов от финнов. Кроме того, было решено обозначить синими флажками те стрелковые подразделения, которые находились ближе всего к противнику. Синий флажок означал, что перед данным подразделением своей пехоты больше нет и танкам можно открывать огонь. К моменту окончания артподготовки передовые танки приблизились к первым надолбам и по проходам, проделанным в них саперами, прошли препятствие. Затем с ходу была преодолена вторая линия надолбов, в которой отсутствовали проходы. Некоторые машины расстреливали надолбы из пушек, а другие прошли по верхам надолбов, за которыми оказался противотанковый ров. С помощью фашин, лежавших на танках, танкисты сделали два прохода через ров и прошли по ним. Затем, развернувшись, танки завязали бой с дотами, сдерживавшими наступление пехоты. Один из танков оказался позади одного из дотов. Тремя бронебойными снарядами танкисты разбили его бронированные двери, и дот замолчал. Пользуясь поддержкой танков, пехотинцы перебрались через ров и пошли на штурм. К вечеру 11 февраля высота 65.5 была взята. За умелое руководство ротой и личное мужество особо отличившемуся старшему лейтенанту Хараборкину было присвоено звание Героя Советского Союза. На следующий день, 12 февраля, комбриг Борзилов перебросил в район высоты 65,5 95-й танковый батальон, с помощью которого прорыв был расширен и углублен, и к вечеру 13 февраля 1940 года на этом участке главная оборонительная полоса «линии Маннергейма» была полностью прорвана…