В Венгрии нацистского убийцу оправдали под аплодисменты
Максим Купинов

В Венгрии нацистского убийцу оправдали под аплодисменты

Суд Будапешта признал 97-летнего Шандора Кепиро невиновным в пособничестве нацистам и в массовых убийствах во время Второй мировой войны. Бывшему капитану венгерской жандармерии Кепиро были предъявлены обвинения в убийстве мирных граждан – сербов и евреев – в городе Нови-Сад на севере Сербии в 1942 году. Обвинение требовало для Кепиро пожизненного заключения. Шандор Кепиро признал, что принимал участие в «военных рейдах», в которых в общей сложности погибли около 1200 евреев и сербов. Тем не менее, собственную причастность к гибели людей Кепиро категорически отрицал. То есть, в карательных операциях капитан жандармерии участвовал, но людей не убивал. Это что-то вроде рассказа проститутки, которая много лет в публичном доме проработала, но невинность соблюла. Более того, Кепиро заявлял, что был «единственным, кто не выполнил приказ стрелять». Вообще-то в Нови-Саде можно было и не стрелять. Там венгерские палачи частенько патроны экономили. На территории, оккупированной в 1941 году Югославии немцы отвели им участок для «самостоятельной работы». Часть югославской территории Гитлер подарил своему венгерскому союзнику – адмиралу Хорти. На «своей» территории, венгерские каратели развернулись вовсю. В работе Аркадия Рыбакова «Катастрофа европейского еврейства (1933-1945)», например, приводятся такие данные: «Район Бачка, в котором жили 25 тысяч евреев, отошел к Венгрии. 6 тысяч из них были сразу уничтожены венгерскими фашистами, остальные отправлены в 1944г. в Освенцим. Перед оккупацией в Югославии жили 78 тысяч евреев. 60 тысяч из них погибли. 18 тысяч спаслись, бежав в итальянскую зону, уйдя в партизанские отряды Тито или укрывшись у местного населения». А самой заметной «акцией» венгерских карателей в Югославии стали массовые убийства в городе Нови-Сад. В работе иеродиакона Игнатия (Шестакова) «Сербская Православная Церковь и оккупационные режимы на территории Югославии в 1941-1945гг.» мы найдем такое описание того, что творили венгерские солдаты на оккупированной югославской территории: «Под венгерскую оккупацию попала расположенная на севере страны Бачская епархия… Первые дни и недели оккупации Бачки сопровождались характерным для других оккупированных территорий террором в отношении сербского населения. Согласно приказу все сербы, цыгане и евреи, поселившиеся в г. Нови-Сад и его окрестностях после 1918г., должны были покинуть эту территорию в течение трех дней. Часть сербских переселенцев подверглась массовому истреблению, а остальные были вместе с семьями помещены в концентрационные лагеря. В образованной Священным синодом СПЦ в Белграде Комиссии по сбору сведений о беженцах – священнослужителях и церковных работниках насчитывается 72 сообщения от беженцев из Бачской епархии. За время оккупации венграми в общей сложности были убиты 17 сербских священников, 15 из которых служили в Бачке». При истреблении мирного населения в Нови-Саде венгры не пользовались немецкими «технологиями» массовых убийств и обходились без печально знаменитых «душегубок», предпочитая топить обреченных людей в Дунае. Как положено «невиновному» нацисту, отсиживался участник новисадской бойни Кепиро в Аргентине. Много их там, таких «невиновных» после 9 мая 1945 года обосновалось. Один другого гуманистичнее и общечеловечнее. Делились воспоминаниями об «уроках толерантности» в Освенциме, Саласпилсе, Ясиноваце, Нови-Саде, скорбели о своей тяжкой доле борцов с коммунизмом. Коммунистическое правительство Венгрии объявило Кепиро военным преступником, но после его падения он вернулся на родину, справедливо полагая, что торжество «демократии» - это победа нацистских преступников не только в Прибалтике. Обвинения против него были выдвинуты в 2006 году Центром имени Симона Визенталя. В списке самых разыскиваемых нацистских преступников, составленном правозащитным Центром Симона Визенталя, Кепиро занимал первую строчку. Но, увы. После оглашения оправдательного приговора в зале суда раздались аплодисменты. Ликовали венгерские «подрабинеки», горячо сочувствующие своему карателю. Надо полагать, что их русскоязычные единомышленники разделяют их толерантную радость. Чем венгерский палач хуже родных и любимых общечеловеками прибалтийских карателей?