Лицедейская коррупция
Вероника Ильина

Лицедейская коррупция

День Труда отметили и в Минкультуры: законопроект об отмене бессрочных трудовых договоров для творческих работников отправлен на рассмотрение правительства. На самом деле, этот законопроект – мощный реверанс в сторону начальства разного рода коллективов и практически закрепощение рядовых работников. По законопроекту, каждые пять лет среди творческих работников будет проводиться конкурс на занимаемую вакансию. В российских реалиях это означает не просто скандалы, а рост коррупционной составляющей. Казалось бы, совсем недавно отгремели скандалы в Минобороны, связанные с «откатами» офицеров в пользу распределяющего премии начальства. И вот на те же грабли наступает Министерство культуры. Да еще и вводится странная система оценки в виде конкурсов. То есть, те же самые люди, которые считают необходимостью угробить отечественное и без того корявенькое образование под предлогом высокой взяткоемкости экзаменационных комиссий, хотят ввести подобный тип отношений в целую отрасль? Хотелось бы понять логику этих, с позволения сказать, мыслителей. Впрочем, понять ее несложно, если вспомнить, что во властные кабинеты вхожи руководители и совсем не вхожи «маленькие люди» от культуры: обыкновенные трудяги от искусства – актеры, музыканты, которые зарабатывают без какой-либо перспективы стать однажды премьером или солистом. Хотя и премьеры, и солисты пострадают, ведь их тоже заставят участвовать в конкурсе. А, памятуя высокую взяткоемкость и ангажированность комиссии, зарубить любого премьера – раз плюнуть. А что такое для премьера несколько лет, выбитых из карьеры? Представьте себе футболиста на пике формы, посаженного тренером в вечные запасные: как скоро он сможет вернуться на те же позиции, не будучи «заигранным»? Так можно запросто угробить карьеру любому человеку, для кого беспрерывный процесс работы является необходимым условием производительности труда. Следовательно, появляется рычаг воздействия на артистов. То есть, не только распределение грантов среди «любимцев», в чем обвинял Сергея Филина премьер Большого Павел Дмитриченко, но и борьба с недовольными посредством увольнения через механизм творческого конкурса превращают работу в сфере культуры и искусства в какую-то феодальную зависимость. По мнению чиновников Минкульта, такая инициатива приведет исключительно к росту конкуренции в подотчетной им отрасли, от чего культураа и искусство тут же начнут всячески процветать. Ведь наличие «балласта» в театрах и коллективах в лице старых актеров, музыкантов, очень мешает динамическому развитию творческой деятельности. Особенно, по всей видимости, мешает профессионализм, по сравнению с которым молодые дарования выглядят в лучшем случае дилетантами, в худшем – бездарностями. Кроме того, эти же старые кадры порой хранят традиции не только мастерства, но и определенной этики трудовых отношений, в том числе к качеству работы. Значительно проще взять молодежь, которая не будет брезговать разного рода авантюрами, а также не будет заинтересована в сохранении традиций, коль скоро приоритет материального вознаграждения начнет превалировать. Кроме того, не все люди согласны пресмыкаться и дрожать, и очень часто эти несогласные как раз имеют опыт работы в несколько иных условиях, то есть, люди старшего возраста опять попадают под удар. Продолжая аналогию с миром спорта, стоит задаться вопросом: с чего бы это отечественные футболисты, начав, наконец, получать вполне приличные деньги, не стали чемпионами всего на свете, а напротив, показывают невысокое качество игры? Возможно, дело все-таки не в деньгах, а в том, что они стали единственным приоритетом у целого поколения спортсменов? Не похороним ли мы, вслед за спортом, остатки российской культуры, кое-как выжившей в смутные года после революции 91 г.? Не превратим ли мы работу на благо человечества в погоню за расположением худрука/директора/бухгалтера/главы комиссии? И что мы потом скажем потомкам, отчего в наше время не было создано великих произведений? От того ли, что всех гениев уволили комиссии, предпочтя им покорных и бессловесных бездарностей? Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте