Вера, деньги и кризисы

Вера, деньги и кризисы

Современные мировые конфессии и другие религиозные организации свою деятельность строят не только на приношениях верующих, но и на развитой финасово-экономической основе. Некоторые из них имеют развитую систему поступления доходов от ведения бизнеса, банковских структур, продажи церковной утвари и т.п. В настоящее время наиболее продвинутыми церковными структурами в мире являются католическая и протестантская церкви, некоторые мусульманские структуры. По вопросу истории и современности в отношениях веры и бизнеса рассуждает известный ученый, доктор богословия Станислав Королев. Верующие заметили, каким вниманием и шумом сопровождались в «русском» вещании ватиканские выборы Папы Римского. В нашей Православной стране и такое внимание католическим делам! С чего бы это? Давайте просмотрим некоторые случаи в истории церквей и определим насколько политика русской администрации в отношении Веры отличается или копирует европейские прецеденты. И что, вообще, происходит с Верой. Еще в марте в интернете на Би-би-си появилось сообщение, что в Бразилии самым смешным анекдотом стало выражение «Папа – аргентинец». Возможно, в этом проявлена некоторая соревновательность двух крупных государств субконтинента. В Латинской Америке проживает подавляющее большинство из 1,2 млрд. католиков. Благодаря влиянию африканских и индейских и азиатских культов многие католические обряды и традиции объединили в себе христианство и древние верования. Но не только этим отличаются местные романские католики от католиков иных европейских стран. В Латинской Америке религиозная Вера пока сохраняет религиозность. В самом начале XX века «душа индийской нации» Махатма Ганди, работая адвокатом в Южной Африке, отметил, что протестантизм европейцев есть «религиозная форма, прикрывающая светскую буржуазность». Эти слова можно найти в его «Автобиографии» с небольшим подзаголовком: «Мои опыты с истиной». До него, примерно такое же мнение выразил К.П. Победоносцев в 1696 году. Он распространил это мнение частично и на католиков. Настоятельно, о том же писал русский дипломат и поэт Ф.И. Тютчев. Великий писатель Ф. Достоевский добавлял, что «ни один народ в мире не жил по науке, если только случайно» или по недоразумению. Не буду развивать эту часть темы, о которой однозначно высказались такие авторитеты! Коротко, мысль заключена в том, что к концу XVIII века вера европейцев в силу разума и человеческой воли переросла Веру во все религиозные доводы и откровения. Даже наша Екатерина Вторая, которая национализировала большинство монастырских имуществ (хуже Н. Хрущёва), после 1791 года вынуждена была вернуться в Православие и даже ослабить неприязнь к старообрядцам и единоверцам. Так же поступил Ельцин после 1991 года. Казалось бы, вера находится в сознании, деньги в кармане или банке, а кризисы, вообще, где-то в абстрактной академической экономике. Вернитесь в 1902-7 годы. Марк Твен и Джозеф Пулицер из «Нью-Йорк Таймс» обрушиваются на основателя газеты «Вестник Христианской науки» Мари Бейкер Эдди. Эта женщина выступила против сенсационности журналистики, используя религиозные нормы. Пулицер заявил об умственной недостаточности Мари Эдди. Марк Твен тепло говорил о таланте Эдди, но был смущен «новой христианской наукой». А что делала Мари Бейкер Эдди? Она глубже и по существу освещала текущие события и выступила против всеохватного стремления журналистов к сенсациям. Иногда такое видно на РБК ТВ. Стараниями наследников газета «Крисчен Сайнс Монитор» сохранила авторитет в журналистике и несколько подействовала на отношение к Вере. В 1902 году появилась книга Т. Веблена «Теория праздного класса». Это произведение отразило острое недоверие к наступающей денежной буржуазности. Теория превращена потомками в набор суждений «институционалистов», нередко противоречивых, но наукообразных. В основном по экономическим вопросам. «Праздный класс» сохранен в натуральном виде, а наследники Веблена ведут линию, которую Ф. Достоевский называл «полунаукой». Русский писатель первым отметил, что «полунаука» способна поглотить саму науку». Он писал об этом в год 1876-й. Мне довелось в 1970 году встречать в Москве делегацию миролюбивых «Друзей на службе обществу», т.е. американских «квакеров». Эта протестантская община очень влиятельна в деловом мире, и не только США. Эта община отличается самой высокой толерантностью. Они не бросаются в глаза назойливостью, но сохраняют её в делах. Таким образом, я пометил все три элемента, вынесенные в заглавие. Согласно китайским представлениям «три порождает мириады вещей»: «Единство буржуазного мышления в разнообразии», от церкви до банка. Среди европейских политических партий завидное место занимает христианская демократия и даже христианский социализм. Крупнейшим теоретиком этих направлений общественной мысли был президент ФРГ Вайцзеккер, который продолжил процессы переосмысления Веры, начатые еще в 1919 году Веймарской конституцией – «Церковью без хозяина». С 1931 года церковная общественность Германии стала заменять консервативное сочетание «трон и алтарь» сочетанием «нация и алтарь» в «евангелической редакции». Демократия в стране отвергалась как «кальвинистски-западническое» наследие. Национал-социалисты считали, что слияние теологии и общины возрождается в борьбе с «жидовщиной» и марксизмом под руководством «немецких христиан», включая католиков. На прусских церковных выборах 1932 года это направление «германского христианства» получило 1/3 мест в Синоде. В России такую роль в новых обстоятельствах играла «Обновленческая церковь» митрополита Введенского, но в большевистском контексте. Кризис культурного мышления после Первой мировой войны выразил швейцарец Барт в «Послании Римлянам» (1922г). Католический папа римский Пий Двенадцатый назвал Барта «величайшим догматическим теологом со времен Фомы Аквинского». Уже в 1950-е гг Барт писал: «Один день начала августа 1914 г…. с ужасом я увидел всех моих теологических наставников, к которым я относился с величайшим почтением…среди советников и сторонников военной политики Вильгельма II …C грустью…я внезапно почувствовал, что больше не могу принимать их этику, их догматику…Теология Х1Х века, - по меньшей мере, для меня не имела будущего…Государство…духовно слепо». Итак, Вера без будущего, без богословия и надежд! Это писал протестант, но мысль о теологии без будущего коснулась и католицизма. Православие остается за скобками. В 1962 году специально для решения проблем теологии будущего был созван Второй Ватиканский собор (через сто лет после Первого Ватиканского собора). «Диалектическое богословие», в понимании Барта, не получило развития на этом Соборе. Вернусь к Вайцзеккеру, который писал: «Католицизм в значительной мере исходит из провидения, из природы вещей. Ему легче преодолевать противоречие между заповедью любви и реальными условиями жизни. Поэтому католики легче разрешают конфликты с политическими системами». Различие между католиками и протестантами этот богослов и политик сформулировал так: «Католицизм видит в демократии форму политической организации общества, наиболее соответствующую духу христианства в современных условиях. Протестантизм – политическую форму, которая менее всего противоречит духу Нового Завета». Не сразу разберешь, в чем различие. Рыночная, ростовщическая экономика, сенсационная направленность журналистики, вечный «апокалипсис иудейского стиля» в прессе и вещании, реклама как информационный террор и шантаж – отражают потребности «праздного класса»… Этот букет из четырех элементов можно положить на погребённые потребности нормальной жизни общества и в обществе. Букет украшен лентами веры, науки и предрассудка. Но Вера стремится к самосохранению, что продемонстрировал «Второй Ватиканский Собор» 1960-х годов возникновением «народного католицизма» в Латинской Америке. В политике христианская ветвь Веры интуитивно – означена Ф. Кастро, У. Чавесом, в исламе М. Каддафи, в конфуцианстве – Дэн Сяопином и в Вере официальной католической зарегистрировано избранием на трон папы Римского представителя европейской католической периферии Франциска Первого. Мало кто знает, что на родине Папы около 70% промышленного капитала принадлежит русским старообрядцам, а финансовый капитал почти всюду контролируют протестанты и иудеи. Оффшором для старообрядцев служат сами старообрядцы. Их влияние в Австралии, гораздо больше, чем в России, и близко аргентинскому, по значимости в реальной экономике. Похоже, вековая борьба промышленного капитала и финансового ростовщичества, несмотря на их взаимное проникновение, всё более настоятельно требует нового решения. Католики в 1970 году заявили в папской энциклике о том, что финансовый империализм перешел в стадию агонии. В ответ получили, после разрушения СССР, церковно-сексуальные скандалы. В «холодной войне» католицизм был важным союзником империализма, поэтому «секс» отложили на потом. Отмечу, что и французский финансист Стросс-Кан получил пощечину как сексуально-ненасытный иудей. Но здесь работали в основном французские и американские квакеры и другие протестанты, а не католики. Напомню о знаменитом романе Э. Золя «Ругон Маккары», ту его часть, которая названа «Деньги». Его ругали довольно подробно. Там автор датирует 1868 годом первые шаги Франции по освоению Сирии, указывает на расцвет ростовщичества и бодрые шаги промышленной революции за счёт колоний. Автор иллюстрирует, каким образом финансисты тогда наказывали слишком успешных промышленников и, вообще, «реальную экономику». Это был период укрепления французской буржуазности и финансовой олигархии под эгидой протестантизма и иудаизма, и в ущерб католицизму, что было отмечено еще на Первом Ватиканском Соборе. Думаю, полезно было напомнить исторические справки к процессам, которые теперь перекрашены в свежие цвета, но сохраняют прежние форма, способы и общее направление усилий авторов современной политической живописи. Фон истории можно оживить двумя-тремя мазками близких по времени событий: избранием нового папы, событиями с банками на Кипре, и срочными консультациями протестантов с Сионом относительно Сирии и Египта. Но такие мазки полезны близоруким, а тем кто видит продолжение «Опытов с истиной» в новой постановке, общую значимость происходящего пояснять не нужно. В записке «Россия и революция» 1848 года (год массовых революций в Европе) Ф. И. Тютчев писал: «Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления — все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром. Кто этого не понимает, тот уже в течение шести¬десяти лет присутствует на разыгрывающемся в мире спектакле в качестве слепого зрителя». Слово «революция» можно заменить словом «кризис», а можно и не менять: ведь слово «кризис» когда-то в Греции означало «Суд». Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте