Самолеты и ракеты реального союза
Владимир Рыжов

Самолеты и ракеты реального союза

Последнее время в российских верхах забытовала идея так называемой мягкой силы. Это вроде бы путь к возрождению величия России. И вроде бы забыли исконно русскую поговорку «Мягко стелят – жёстко спать». Нет гарантий, что мягкая сила не превратится со временем в жёсткое давление. Всё это попахивает каким-то иезуитством. Сначала приходят попы, потом купцы, затем солдаты. Старая истина…

Хотелось бы вернуть читателя на 63 года назад. Ровно через 5 лет после окончания кровавейшей войны 9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал положить конец долговременному соперничеству между Францией и Германией, организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа, подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-участников.

Хотя Германия и капитулировала во Второй мировой войне, а Франция в ходе её была разгромлена немцами и освободилась отнюдь не собственными силами, что оставляло у французов чувство горечи, именно французы стали инициаторами постепенного объединения победителей и побеждённых ради общего блага. Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия – победители и побеждённые, присоединились к этому союзу.

За пять лет не могут забыться ни смерть родных и близких, ни унижение и насилие. Войны оставляют глубокие душевные травмы.

Но победил здравый смысл, надежды на доброе будущее.

А вот зимой 1991 года, собравшиеся в Беловежье не самые прозорливые «лидеры» СССР решили с точностью до наоборот – разрушить до основанья. Без претензий друг к другу, без войны…

Нравится или нет, но инициатором роспуска СССР была Россия. Вернее – её лидеры. Спрогнозировать, что будет с экономикой и благосостоянием жителей разделившихся частей, оказалось лидерам не под силу. Или Бог с ними, с этими жителями?..

СССР не проиграл «холодную» войну – он просто самораспустился. Исчез. А сейчас многие говорят, что у России имперские замашки. ЕврАзЭС, Таможенный союз и пр.

Исконно русское – «покойников с кладбища домой не носят»!

Понятно, что ещё остались кое-какие экономические связи между разделившимися частями СССР. Но их становится всё меньше и меньше. Кое-как живут ещё научные и производственно-технологические взаимодействия.

Вот их-то и можно было бы использовать для возникновения ряда локальных объединительных структур, из которых, при не дуроломных взаимоотношениях, и может возникнуть то, что говорил Робер Шуман 63 года назад: «возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен».

63 года назад европейцам действительно нужно было много дешёвой и качественной стали. Потому и было первым создано ЕОУС – Европейское объединение угля и стали. Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать указаниям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС. Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Именно Высший руководящий орган и Совет министров принимали все решения в рамках ЕОУС. Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

Сегодня я навскидку могу назвать возможные подобные объединения для России и Украины. Это самолётостроение, ракетостроение, энергетическое машиностроение, топливно-ядерное производство, нефтегазовое оборудование, радиоэлектроника и радиолокация, медицинская техника, электроснабжение, железнодорожное машиностроение, кораблестроение.

Самолётостроение, например.

Научно-конструкторский потенциал КБ им. Антонова, КБ им. Ильюшина, КБ им. Туполева должен быть объединён не покупкой акций – это либеральные игрища, а общим управлением разработками по требованию коммерческих и государственных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков России и других стран мира.

Каждое КБ по-своему ценно, а вместе будет сила. Объединённый потенциал самолётостроителей должен быть выведен из-под государственного управления. Государства могут выступать здесь только одним из заказчиков, исходя из государственных нужд – например, освоение Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Управление объединёнными самолётостроителями должно строиться на чисто профессиональной основе без политических заморочек, для чего в правление должны назначаться только специалисты по своим направлениям, а наблюдательный совет объединённых самолётостроителей должен состоять из Министров России и Украины, с предоставлением им права Liberum veto. По всем производимым на территории России и Украины самолётам и их компонентам, включая сырьё и материалы, должны быть отменены таможенные границы.

Все участники объединённых самолётостроителей сохраняют свою государственную принадлежность, но налоги платят своим государствам по особой процедуре – от реализации конечного продукта. Налог на прибыль исключается и направляется централизовано на развитие по решению правления, и никто не имеет право вмешаться в это решение. Все решения правления объединённых самолётостроителей должны носить обязательный характер для всех участников обеих стран – то есть, обладать экстерриториальностью. Это далеко не всё – должен быть и отдельный суд или арбитраж, отдельный порядок назначения и увольнения руководящего звена, отдельный порядок финансирования деятельности.

Ведь смогла же Европа сотворить Airbus, объединив лучших самолётостроителей континента.

Ракетостроение. Существует и успешно реализуется программа четырёх государств See Lunch (Морской Старт). Если внимательно присмотреться – программа частично действует как надгосударственная. Не в последнюю очередь потому, что высшие руководители государств сегодня побаиваются этой чрезвычайно сложной отрасли и своим невмешательством де-факто предоставили программе See Lunch элементы суверенитета.

Так в чём дело? Почему бы России и Украине не узаконить предоставление управленческого и экономического суверенитета всему ракетостроению?

Энергетическое машиностроение. Производство турбин для всех типов электростанций, генераторы, электродвигатели, трансформаторы, котлы различной мощности, регулирующая аппаратура и многое другое, включая кабельную продукцию, оказались преимущественно в Украине и России. Почему бы не создать надгосударственную хозяйствующую структуру в этой отрасли?

Ещё правильнее было бы создать электроэнергетический союз, куда наряду с энергомашиностроителями вошли бы и все электростанции, и ТЭЦ, и линии электропередач. Жители, организации и предприятия были бы здесь покупателями конечного продукта – электроэнергии.

Совершенно похожий подход должен быть и у других локальных объединений.

Покупка российскими олигархами украинских предприятий бессмысленна. Ну, купил питерский олигарх, подвизающийся в экономике Украины, Вадим Новинский судостроительные верфи в Николаеве… Так что, россияне стали заказывать строить корабли в Николаеве? А как же «Мистрали»? При создании надгосударственных хозяйствующих структур – строили бы и корабли, и торговые суда. А так заказов не будет, кому бы заводы ни принадлежали.

Наверное, нельзя всё создать одновременно. Как, например, вляпаться Украине хоть в Таможенный союз, хоть в ассоциацию с ЕС. Чисто русское – «широко шагать – штаны порвать».

Наверное, нельзя и считать, что Россия или Украина не могут создавать подобные объединительные локальные союзы с иными странами.

Но чтобы вот так вступать в Таможенный союз, как мизер в тёмную сыграть? Или подписывать с ЕС ассоциацию?

Ведь ни Россия, ни Европа не собираются просто вот так что-то дать, но собираются обязательно что-то с этого поиметь. Что?

Вот чем может быть симпатична Россия Украине?

Ведь российских инвестиций в индустрию Украины практически нет. Ни финансовых, ни технологических.

У России есть деньги. Правда, не заработанные своими умом и руками, а от продажи того, что Господь Бог в недра России положил. Но есть.

При этом же в ней вальяжно утвердился жёсткий административно-олигархический анархолиберализм (во, словосочетаньеце-то, а? А другого и не придумаешь. В теории такого не может быть. А в России есть!). Структура экономики была и осталась сырьевой. И не улучшается. И не будет улучшаться, ибо нуворишам-олигархам высокотехнологичная индустрия, как головная боль – ни к чему. Долго, дорого и много думать надо.

Арабские короли, шейхи и эмиры от продажи нефти и газа хоть своих подданных обеспечивают прилично. А российские «успешные» и россиян скудно кормят, а уж «таможенным союзникам» - сами понимаете…

Реально никому не хочется, чтобы их детьми и внуками правили непрофессионалы, стяжатели и «успешные менеджеры», которые под пережёвывание гамбургеров, кое-как на невесть каким образом заработанные деньги изучали ту экономику за рубежом, которой не было, нет и не будет в России и на Украине.

Поэтому молодёжи лучше уехать в Китай, в Турцию, в Бразилию, в Европу – на крайний случай. Но пребывать в таких России и Украине – увольте.

Ну, кому из жителей Украины захочется добавить к собственным беспредельщикам ещё и российских? Причём, судя по документам Таможенного союза – во главе.

Парадокс, но факт – украинские националисты формируют у примерно половины населения стремление к России. Российские порядки формируют у части населения Украины отторжение России. По крайней мере – сегодняшней.

Что паскуднее можно придумать?

Украинские наци толкают народ Украины в Россию, а российские порядки народ Украины от России отталкивают.

Часть же граждан смотрит с отвращением и на собственных нациков, и на «донецких менеджеров», и на российские порядки и …хочет в Европу.

А молодёжь намерена хоть за Можай-город забежать, только бы подальше от Украины и России.

Вот потому-то экстерриториальные, а ещё лучше – надгосударственные локальные научно-производственные объединения могут стать для молодёжи привлекательным прибежищем. И иметь будущее.

Со временем, жизнь это покажет, локальные научно-производственные надгосударственные объединения могут сливаться. По готовности. И вот тогда вырисуется новое общечеловеческое объединение. По уму, благополучию, по чести и совести. Как оно будет называться? Да, хоть, горшком.

Долго? А скоро – это только если приспичило.

Я прекрасно понимаю, что никто из ныне власть предержащих России и Украины морально не готов вывести из-под себя хотя бы одну какую-нибудь отрасль.

Сами по себе основополагающие и нормативные документы Таможенного Союза не предусматривают возможности создания надгосударственных научно-производственных субъектов хозяйствования. А без них Таможенный Союз практически ничего не даёт. Таможенный Союз будет, а перспектив у экономики – не будет. Не будет места, где действовал бы здравый смысл, дисциплина, творческая инициатива, вознаграждение по заслугам, и не действовал бы административно-олигархический произвол анархо-либерального разлива.

Что же это за союз такой, когда либералы, стоящие во главе России и до Таможенного Союза, и с Таможенным Союзом, деньги, полученные от продажи природных ресурсов, вкладывают в ценные бумаги США и Европы, а «союзная» Беларусь стоит с протянутой рукой за какими-то двумя миллиардами долларов российского кредита?

Пока либеральные мухи разнузданного стяжательства не улетят из головы России, никакого толку Украине из любого общего союза с ней не будет. Из союза с Европой – тоже. Правда, там мухи в голове хотя бы уже зашевелились.

Дееспособными могут оказаться только надгосударственные локальные союзы.