Молодые евреи против ассимиляции

Молодые евреи против ассимиляции

Российский еврейский молодежный конгресс – сравнительно молодая организация. С момента официального создания прошло чуть более двух лет, но в ее ряды уже входит более 3500 молодых активистов и участников еврейского движения страны. Президент организации Игорь Дабакаров, более 20 лет являющийся активистом молодежного еврейского движения России, сегодня один из самых молодых и успешных лидеров федеральных национальных организаций России. - Игорь Амнерович, расскажите, в чем основная цель существования Российского еврейского молодежного конгресса? - Мы создали РЕМК всего 2 года назад. На тот момент существовали еврейские молодежные клубы в регионах, но не существовало единой организации, готовой собрать их в сильное и перспективное общероссийское объединение. Перед нами была задача преодолеть отставание, показать, что еврейская молодежь сильная, готовая двигаться вперед, развиваться и определять будущее своего народа в нашей стране. И сегодня нам есть о чем рассказать. Нам есть чем гордиться. За прошедшие два года РЕМК успешно развивался в направлении расширения своего регионального присутствия, формирования интеллектуального, организационного и информационного потенциалов. Реализовано множество проектов, проведены десятки массовых акций, среди которых много общероссийских: «Зажги в Хануку», «Бейт Хаим», «Виноградники Акивы» и т.д. К сегодняшнему дню завершился этап становления РЕМК, как одного из главных центров еврейской молодежной жизни России (особенно в провинции), формирования его принципиальной позиции по вопросам нашего национального самосознания, доведения этой позиции до государственных инстанций, широкой общественности и ее реализации через молодёжные проекты. - Российский еврейский молодежный конгресс включает в себя филиалы в 44 регионах страны. При этом у вас нет большого штата специалистов, или мощного административного ресурса. Насколько эффективная такая система управления? - Да, региональные отделения РЕМК конструктивно взаимодействуют с органами власти всех уровней и основными институтами гражданского общества. Практически сформировано единое информационное пространство для еврейской молодежи страны. В рамках нашей структуры не вполне актуален термин «управление». Скорее, мы занимаемся координацией работы отделений. Мы предоставляем нашим городам новые возможности: участие в актуальных мероприятиях и образовательных программах, организуем общие Съезды и проекты. Жесткий контроль и беспрекословное выполнение плана – не наша методика. Молодежные клубы при общинах могут существовать и без нас. Но сегодня почти у каждого «ремковца» есть целая сеть дружеских и партнерских связей, свои идеи, которые молодежь хочет вывести на новый, федеральный уровень. Это и есть основа нашего единства. - Такое устройство организации может ли дать возможность стать мощной структурой и получить официальное признание? - Уже сейчас мы являемся не просто национальным общественным объединением, инициативной группой молодых евреев, но и активно сотрудничаем с органами власти на всех уровнях, в том числе и на федеральном. Поддержку нам оказывает и клуб «Многонациональная Россия», признавая в нас главную организацию, представляющие интересы еврейской молодежи. Наш большой плюс в том, что мы не замыкаемся только на нашей внутренней жизни, но и открыты к диалогу с представителями других национальных молодежных организаций. Сегодня важнейшей является задача сплоченности в многонациональной молодежной среде. Быть в стороне от ритма жизни страны бессмысленно, именно поэтому мы, сохраняя свою самобытность, налаживаем дружеские связи с представителями других этносов. - Тема межнационального содружества и единства всех граждан страны одна из самых обсуждаемых в последние годы. Для молодежи характерно скорее объединяться по вкусам, стилям и интересам, чем по национальному признаку. Не является ли искусственное создание национальных организаций как раз тем базисом, который и становится основой для разделения по национальному признаку? Насколько нужны национальные молодежные организации? - История нашего народа – одна из трагичнейших в истории человечества. Но мы смогли пройти через всё и сохранились как народ. Но мы сталкиваемся, возможно, с самым сложным временем: наш народ начинает рассеиваться. Причём, эта проблема касается не только евреев. Так работают механизмы глобализации, которые, стирая границы и увеличивая миграцию, разрушают вековые традиции, религиозные и национальные особенности, уничтожают национальную культуру и т.д., и т.п. Все эти явления резко усиливают ассимиляцию, исчезновение наций, народов! То, что завещали нам наши великие предки, за что они боролись – за сохранение народа – теряется не только потому, что существуют внешние угрозы: мы сами стали уничтожать себя, забывая нашу историю, забывая нашу культуру, забывая традиции, теряя религию. И это проблема не только еврейского народа. Любая национальная организация вам открыто скажет, что одна из главных целей их работы это борьба с ассимиляцией. И не потому, что, как говорят некоторые особо радикальные общественные деятели, «мы не хотим смешивать свою кровь с кровью других». Гораздо страшнее и опаснее та ассимиляция, которая происходит в головах и умах молодежи. Когда дети считают стыдным пойти в синагогу (для других народов – мечеть, церковь, кирха и т.д.), когда теряются обычаи, забываются традиционные праздники – вот это самый страшный наш враг. Любой человек, живущий в любой точке мира, вам скажет, что нельзя забывать своих родителей и делать вид, что их не существует. Это страшный грех. А народ это не просто твоя семья – это весь твой род на долгие столетия вглубь истории. Это твои корни, твой исток. Забывать его – предательство. Единственное, что мы можем сделать сегодня: это дать максимальную поддержку нашей молодежи: чтобы была возможность узнать суть еврейства. Мало осознать себя евреем, нужно изучать историю и культуру, традицию и религию своего народа. - Соблюдение обычаев и традиций вы называете образованностью? - Да, конечно. В советское время нас 70 лет учили, что «религия – это опиум для народа», религиозные праздники – отголоски невежества и темности. К сожалению, многие в это поверили и воспитывали в этом ключе своих детей. Никто не называет профессию археолога или историка – глупостью. А я искренне убежден, что каждый уважающий себя человек должен не только получить профессиональное образование, постоянно работать над уровнем собственной культуры и интеллекта, но и обязан хорошо знать историю своего народа. У евреев традиция и история неотделима от религии. Наша Библия – Тора – это не просто свод правил жизни, но и рассказ о том, как наш народ стремился к сохранению своей веры, своих моральных и нравственных ценностей, своей души, своей самостоятельности. Наши мудрецы – это люди высочайшей мысли, которые посвятили жизнь поиску истины. И знать это мы обязаны. Хотя бы в благодарность за то, что наш народ дал жизнь нам и нашим родителям. - Сегодня в СМИ почти каждый день появляются материалы о фактах этнической преступности. Многие обвиняют в этом т.н. «землячества», внутри которых существует круговая порука и негласное правило «неприкосновенности своих». - Как бы это банально не звучало, не бывает «этнической преступности». Нарушают законы те, кто считает себя вправе причинить зло окружающим. Таких не одобряет ни одна национальность, ни одна религия. То, что люди объединяются в «землячества», естественно. Когда любой человек приезжает в другой город, первое, он невольно пытается создать новый круг друзей, знакомых, людей, которые могут его поддержать. Очень хорошо, что всегда можно найти своих земляков или людей твоей национальности, которые поддержат тебя. Другое дело, что сегодня в национальных диаспорах недостаточно развита внутренняя система воспитания молодежи. Для многих народов порицание старших и потеря их уважения – намного более страшное наказание, чем штрафы или лишение свободы. Если мы, лидеры общин, будем всерьез заниматься вопросом поддержки и воспитания нашей молодежи, будем поддерживать в них все хорошее, и пытаться исправлять дурное – думаю, уровень правонарушений значительно снизится. - Обострение преступности, радикализация многих молодежных субкультур, обострение национальной и религиозной тематик – все это реальность сегодняшнего дня. Одна из целей вашей организаций – противодействие антисемитизму. Насколько сегодня еврейская молодежь России ощущает его на себе? - К сожалению, такие настроения в нашем обществе есть. И естественно, что молодежь чувствует это. Мало таких ребят, которые выросли в семьях, где еврейство всегда было элементом повседневной жизни, они привыкли к тому, что то, что они – евреи – у окружающих вызывает улыбки, порой даже усмешки или легкую издевку. Но также много ребят, которые родились и выросли в семье, для которых не имеет никакого значения национальность. Для них сложнее всего было сделать первый шаг и переломить внутри себя этот барьер – признать, что ты еврей. Огромное количество российских граждан, у которых есть еврейские корни, не знают об этом или даже принципиально не признают этого. Причина – тот самый «бытовой антисемитизм», имеющий, казалось бы, безобидную форму шуточек и легкой беспочвенной неприязни. Но именно на этой основе разрастается уродливый ком бессмысленной агрессии, последствия которой мы все прекрасно помним из учебников истории. Что такое «антисемитизм»? Он, как и любая другая формы ненависти к людям на основе их национальности, религии, цвета кожи и т.д. – имеет несколько источников. Первый – недостаток образования... Корень этого – именно в незнании, нежелании менять свое представление о мире, каким бы фантасмагоричным оно не было. Все мы помним, что в начале прошлого века многие обыватели-европейцы представляли себе русских казаков в виде страшных мохнатых чудовищ, пожирающих детей – людям свойственно бояться и отторгать то, с чем они незнакомы. - Противодействие антисемитизму, развитие системы еврейского образования, сохранение традиций своего народа – все это важно и нужно. Но только для евреев. В каждом крупном городе есть еврейская община и синагога, для чего нужен Российский еврейский молодежный конгресс? И как его существование влияет на гораздо большую – нееврейскую - часть российского общества? - Те проблемы, с которыми сталкиваются евреи в России, не уникальны. Недостаток образования в сфере традиционной культуры, искажение истории народа, неприятие представителями других национальностей, уход молодежи от традиционных ценностей – все это наднациональные проблемы, существующие сегодня в России, да и, пожалуй, во всем мире. Общество меняется – это хорошо. Но важно в погоне за новым ритмом жизни не потерять главное. Антисемитизм, о котором мы только что говорили, как и любые другие националистические настроения – это базовый механизм защиты, срабатывающий в искаженном и неправильном виде. Я уже говорил, что сейчас под напором глобализации и всеобщего космополитизма почти все национальности сталкиваются с постепенной утратой ранее прочной связи с традициями, исторической основой собственной культуры. Для многих народов актуально постепенное утрачивание или обеднение родного языка. Теряя эти корни, общество начинает стремиться к собственной защите, пытаясь выявить и приостановить действие тех факторов, которые им кажутся наиболее вредоносными. Отсюда и рождаются националистические лозунги и высказывания «езжайте в свою страну, живите там» в различных по агрессивности формах. Плохо то, что не все понимают: уже невозможно остановить смешение народов, нельзя просто взять и заставить представителей отдельных национальностей жить исключительно в местах компактного проживания. Сейчас не тот век, не тот мир, не та реальность. Нужно учиться создавать, а не разрушать. Заботиться, а не обороняться. Сохранить культуру своего народа может только ее непосредственный носитель, развивая в себе уважение к ней, воспитывая своих детей, учить их гордиться своим происхождением. Понимаете, гораздо проще унизить окружающих, чем учиться расти самому. И это очень важно понимать, признавать и работать над собой. Можно построить вокруг одного конкретного города высокую стену, выселить всех «инородцев»: евреев, кавказцев, граждан южных республик, татар, мордвин – кого угодно. Но от этого дети оставшихся в городе жителей не станут более духовными. Они не начнут больше любить свой родной язык. Они не станут лучше понимать народную музыку, свою литературу. Они все равно потеряют себя. Есть только один путь – это формирование уважения и любви к себе и своему народу. И важно дать право на это каждому. Источник