Платон о грязи демократии
Максим Фролов

Платон о грязи демократии

При переходе нашего общества от феодальной к индустриальной эпохе, а затем и к постиндустриальной – информационной, в которой мы пребываем сейчас, подверглись значительным изменениям все сферы человеческой жизнедеятельности. Изменилось всё – от науки до быта. Произошедшие структурные изменения становились предметом анализа в области философии, социологии, богословия, геополитики, экономики и т.д. Чаще всего приоритет отдавался исследованиям эпохальных изменений в области экономики, что само по себе свидетельствует о смещении акцентов человеческого бытия, и перенесения зоны повышенного внимания с религиозных его аспектов на товарно-индивидуальные. За экономоцентризмом текущего века скрываются пласты нечётко осознаваемых цивилизационных тенденций, масштаб воздействия которых имеет тотальный характер, охватывая, в том числе, и сферу политической жизни. А как мыслили о политике древние, прежде всего, греки? Один из самых известных древнегреческих философов, Платон, был… противником демократии! Вот почему некоторые либеральные писаки записывают Платона в реакционеры! Но кто такие эти писаки, и кто такой Платон? Платона эллины называли «божественным», считали его гордостью народа. Кто из современных либеральных «писунов» удостоился от современников подобного звания? Толкование Платоном политических процессов имеет онтологическое измерение, подкреплённое социологическим детерминизмом. Его наиболее краткое выражение принадлежит Фридриху Ницше «Братья мои! Люди неравны!». О том, что люди неравны, знал и Платон, и не видел в правлении серой массы (демократия) достойных черт. Он написал свой знаменитый утопический диалог «Государство», где, как пишет профессор Владимир Дергачёв в труде «Цивилизационная геополитика (Геофилософия)», «излагаются чрезвычайно существенные черты древнегреческого мышления. Гражданин как свободный член общества неотделим от государства. Государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Строению и членению сословий людей, составляющих государство (полис), соответствует строению и членению человеческой души. В свою очередь, наблюдается относительное соответствие между строением полиса и большого мира, или космоса. Таким образом, в основе предлагаемой модели соотнесение души человека (микромира), полиса (макромира) и космоса. В утопии Платона идеальному государству противопоставляются его отрицательные типы, такие как тимократия, олигархия, демократия и тирания. При тимократии господствуют честолюбцы. Страсть к обогащению приводит к олигархии – господству немногих над большинством. Дальнейшее развитие олигархии приводит к вырождению или худшей форме государственного устройства – демократии. Формально это власть и правление свободных граждан, однако на деле противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон объявил тиранию – власть одного над всеми. Тирания происходит исключительно из демократии, как сильнейшее и жесточайшее рабство - из величайшей свободы». Итак, хуже демократии может быть только тирания. Но обратите внимание: тирания вырастает из демократии. Обратите внимание: грязный подкуп правит бал при демократии. Ведь ещё во времена Платона богатые греки нанимали искусных ораторов, чтобы те на форумах проталкивали нужные им решения за определённую мзду. Вам это ничего не напоминает? Древние формы государственности в своих теоретических разработках были более философскими, чем в наше время. Экономоцентричное и индивидуалистское восприятие политики были сведены к минимуму. Этому способствовало и священное отношение к географическому пространству. В рамках священной (сакральной) географии Вселенная получала политически насыщенное описание. Между конкретной климатической зоной и населяющим её народом, по мнению древних, существовала сакральная связь, определявшая политические механизмы, которыми этот народ руководствовался. Иными словами, политика воспринималась как обратная сторона географии, а государство виделось, как человек в увеличенном масштабе. Мне как-то попалась на глаза фраза: вся европейская философия – заметки на полях Платона. Запад отрёкся от интеллектуального завета мудрого эллина, и погряз в чувственных удовольствиях. Не будем лукавить, мы тоже пошли у него на поводу, тоже соблазнились демократией. Но нужен ли нам такой государственный строй, из которого вырастает тирания? Вспомните, что и Гитлер пришёл к власти вполне законным путём. Нужно ли нам засилье либерастов во властных структурах и рядом с ними? Ответ очевиден.