Барак-II Афроамериканский
Мария Соловьева

Барак-II Афроамериканский

Барак Обама вчера принес президентскую присягу. Сегодня он ее повторит – на сей раз для публики. Два раза присягать Обама и Байден вынуждены из-за того, что 20 января, день, когда американские президенты присягают, выпал на воскресенье, когда официальные учреждения не работают.

В этот раз инаугурация Обамы не отмечена общемировым весельем и восторгом, как в прошлый раз, когда мир буквально сотрясала «обамамания». Теперь выяснилось, что черный президент – это как белый, но другого цвета.

То есть, Америка продолжает обслуживать интересы истеблишмента, в том числе финансового, что еще больше ввергает мир в пропасть финансово-экономического кризиса.

Прогнозы экономического кризиса США стали уже притчей во языцех: столь часто пророчат крах новейшей американской империи, столь много видят в ней внутренних проблем, от которых США, как многие империи до нее, уходит во внешнюю экспансию, чем только усугубляет внутренний кризис. Тем не менее, эти прогнозы не становятся менее правдивыми, просто в Вашингтоне тоже сидят люди неглупые, которые оперативно придумывают небольшую локальную войну аккурат перед очередным ожидающимся кризисом.

Поскольку сдерживающего фактора в виде второго полюса геополитики уже лет 20 как не существует, то остановить этот напор демократии не представляется возможным. По крайней мере, все существующие дипломатические каналы уже трещат от перегрузок, очевидно с ними не справляясь.

Если 4 года назад от Обамы ожидалось, что он приструнит американскую военщину, то ожидающие явно ошиблись: Обама не только не приструнил, но и переплюнул своего предшественника. Дело в том, что американская экономика очень сильно зависит от военного заказа. Учитывая глобальное разделение труда, США производят не так уж много продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, но самой выгодный американский бизнес – это экспорт демократии и оружия. Сворачивать этот бизнес в условиях, когда Америка раздирается внутренними противоречиями вроде невообразимо огромного внешнего долга, а также высокой безработицы, ипотечного кризиса и т.п., было бы странно. Поэтому Обама, который, может быть, в душе очень миролюбив, просто не может остановить прогрессирование военной сферы.

Кроме того, не стоит забывать и о политической борьбе. Явный провал «перезагрузки» очень усилил антироссийские настроения в американском обществе, подпитывая «ястребов», еще со времен Холодной войны крепко сидящих на военных бюджетах. В таких условиях Обаме, очевидно, приоритетней решение внутренних американских проблем, в ущерб международным делам, за счет которых предполагается выравнивать крен американского лайнера, чтобы тот не стал совсем уж опасным для жизни.

На самом деле, этот период характерен для многих империй, и может длиться не один десяток лет, пока разрушение системы, уже начавшееся, не перестанет реагировать на столь своевременные «припарки» вроде вторжения в Ливию, или поддержку войны в Сирии. При этом, как мы знаем на примере собственной страны, развитие страны может происходить дискретно, меняя одну форму существования на другую. США пока что в самом начале этой долгой дороги, на сегодня можно сказать, что продолжает существовать искусственно сформированная этническая общность – американский народ. И эта этническая общность довольно экспрессивна, энергична и претендует на многое. Американцы сгенерировали уникальную культуру, которая намного проще прежних культур, а значит, более адаптивна для экспорта.

Обама, конечно, потерял былую харизму и во многом разрушил иллюзии тех людей, кто считал, что американская политика зависит от личности президента. Она, разумеется, зависит, но исключительно в приложении к этикету. Поэтому ожидать, что новый срок Обамы принесет какие-то кардинальные перемены в картину мировой политики, нам кажется, не стоит.