Новый год без «газовой войны»
Мария Соловьева

Новый год без «газовой войны»

Этот Новый год, как и прошлый, был посвящен внутренней политике. А ведь совсем недавно россияне и украинцы с замиранием сердца следили за совсем другой историей – за «газовой войной». Нам бы хотелось ретроспективно вернуться в прошлое и вспомнить основные моменты этого волнующего новогоднего ритуала.

С 2005 года Украина под тем или иным предлогом начинает сбоить с оплатой российского газа. Пребывая в твердой уверенности, что стабильность поставок для «Газпрома» выше денежных вопросов, Киев отдает приказ на отбор газа. «Газпром» перестает подавать газ для Украины. Ситуация кое-как разрешается, аккурат до следующего года, где все повторяется снова. И снова.

Европа, которая вдруг внезапно понимает, что «Газпром» поставляет значительное число газа, начинает искать альтернативные варианты и …не находит их. Потому что других стабильных поставщиков газа для Европы не существует. Газовый рынок устроен таким образом, что альтернативные поставщики, использующие сжиженный газ, предпочитают продавать его в Азии, потому что там газ стоит несколько дороже, чем в Европе. И приходят в Европу только тогда, когда цена на газ растет. Поэтому идея биржевых торгов газом как-то в Европе не прижилась – почему-то желающих продавать газ дешево не так уж много на этой планете. Хотя европейцы по-прежнему пытаются развивать эту идею, видимо, в надежде, что люди перестанут быть такими жадными.

Впрочем, речь не об этом. В 2009 году Владимир Путин и Юлия Тимошенко (оба – премьер-министры) подписывают соглашение по газу. В результате этого соглашения устранены посредники, газ напрямую покупает Украина, но – внимание! – по рыночной цене, которая абсолютно неподъемна для Украины. В основном потому, что производственные мощности страны, которые никто не переиндустриализировал с советского времени, потребляют огромное количество газа, задирая себестоимость продукции до небес.

Украинская металлургия не выдерживает конкуренции с более современными производствами в других странах. Система ЖКХ, ориентированная на газ, тоже начинает потихоньку загибаться – всю тяжесть высокой цены правительство возложило на население, щедро добавив еще и от себя. Правда, в 2010 году Виктор Янукович добился подписания дополнительного соглашения, согласно которому цена на газ упала на 30%, но Украину, привыкшую к полубесплатному российскому газу, это никоим образом не спасло.

Помимо проблем с высокой ценой, Украина испытывает значительные трудности с выполнением своей обязанности как страны-транзитера.

Украинская ГТС находится на грани технологической катастрофы – денег в систему никто не вкладывает, а это большие деньги. При этом Киев не хочет продавать «трубу» «Газпрому», рассказывая о своих планах модернизировать ГТС с европейцами. Теми самыми, которые никак не договорятся между собой, кто будет оплачивать строительство газопровода «Набукко», оно было форсировано пресловутыми «газовыми войнами», и проект вроде бы уже даже решили строить, но так и не нашли – ни поставщиков, ни денег.

России Украина ГТС продавать не хочет, потому что Украина евроориентирована, да и вообще, не доверяет «москалям». Поэтому «Газпрому» отказали в возможности покупки украинской «трубы». И тогда «Газпром» стал строить «Южный поток». «Северный поток» уже функционирует, через несколько лет заработает и «Южный».

Сейчас газ в Европу поставляется, в том числе и через Украину. Но украинцы не допускают специалистов из «Газпрома» для контроля качества, поэтому на выходе из Украины «Газпром» периодически получает газ несколько иного качества, что был пущен в «трубу».

Пока что Украина является ненадежным партнером, в первую очередь из-за неясного технологического состояния своей ГТС. А для «Газпрома» важнее всего стабильность поставок. Что будет делать Украина, когда ее ГТС окончательно развалится, а «Южный поток» будет достроен, большой вопрос. Потому что сама Украина получает газ как раз из той самой «трубы», на ремонт которой у нее нет денег. Впрочем, как и на ремонт более мелких труб, которые уже начали взрываться.

При этом Украина почему-то ждет милостей от стагнирующей Европы, отказываясь вступать в экономически выгодный ей Таможенный союз с Россией. Поэтому есть основания думать, что «газовые войны» между Украиной и Россией не закончены, а только приостановлены.