О чем (не) сказал президент
Владислав Жуковский

О чем (не) сказал президент

1) По словам Владимира Путина, ВТО даёт прекрасную возможность развивать отечественную промышленность и, прежде всего, экспортоориентированные отрасли, и прежде всего, на Восток. Однако президент ни слова не сказал про крайне перспективный и колоссальный по своему потенциалу внутренний рынок России, на который в последние годы столь активно прорываются крупнейшие иностранные корпорации. О масштабах потенциала российского рынка говорит хотя бы тот факт, что уже сегодня его признали стратегически значимым крупнейшие мировые ТНК. А на долю их продукции приходится 60% рынка продовольствия, 85% фармацевтической продукции и свыше 90% бытовой техники, электроники и вычислительных машин. Пока руководство РФ борется за рынки Китая, китайские корпорации и западноевропейские промышленные гиганты проводят финансово-экономическую колонизацию России, заваливая внутренний рынок готовой промышленной продукцией и продовольствием. Даже эксперты Всемирного Банка, активно продвигающие интересы крупного транснационального капитала, в своём докладе были вынуждены признать, что от присоединения России к ВТО выиграют исключительно сырьевые экспортоориентированные отрасли промышленности низких переделов (металлургия, нефтехимия, удобрения и т.д.). Тогда как остатки наукоёмкой обрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, станкостроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, приборостроение, производство сельхозтехники и т.д.) испытывают серьёзное сокращение объёмов выпуска. Путин говорит о благих последствиях равной конкуренции в рамках ВТО, однако отечественные несырьевые производства с износом основных фондов свыше 60% и аварийным состоянием базовой инфраструктуры априори не смогут выдержать конкуренцию с глобальным бизнесом. Стоимость кредитов в РФ для малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности в 2-2,5 раза превышает среднюю рентабельность производства (8-11%) и в 4-5 раз выше, чем в США, ЕС, Японии и даже Китае. Крупнее ТНК активно используют эффект масштаба производства, инструменты трансфертного ценообразования, демпинга, многоступенчатые схемы по уклонению от уплаты налогов. ВТО поставит крест на самой идее модернизации, усилит загнивание несырьевой промышленности и закрепить за Россией статус сырьевой колонии. ВТО является инструментом снижения общего уровня тарифной и нетарифной защищённости внутреннего рынка, который лишит государство проводить независимую экономическую политику накануне новой волны глобального кризиса. Нормы ВТО запрещают оказывать адресную поддержку отдельно взятым отраслям промышленности в ущерб интересам иностранных производителей, что делает нереализуемыми планы по технологическому перевооружению производства и возрождению наукоёмкой промышленности. Увеличение тарифной защищённости отдельной взятой отрасли должно сопровождаться снижением защищённости всех остальных отраслей, что лишь усугубит инвестиционный кризис в обрабатывающей промышленности. 2) Отдельного упоминания заслуживают тезисы по успехам в области экономики. По утверждению президента, поставленные им ещё в начале своего первого президентского срока планы по удвоению ВВП были практически выполнены, и только кризис 2008-2009г. помешал их реализации. Однако, на самом деле, это попытка выдать желаемое за действительное. При этом совершенно непонятно, кто готовил текст выступления для президента страны – то ли его помощники не могут нормально обработать данный Росстата, то ли в окружении президента была предпринята откровенная по своей наглости попытка предоставить заведомо неверную информацию первому лицу государства. За период 2000-2011гг. прирост ВВП в реальном выражении (т.е. с учётом официального дефлятора) составил 66,7%, а не заявленные Путиным 80-85%. Во-вторых, за период 2004-2011гг. (по которым имеется разбивка Росстата), ускоренными темпами росли исключительно финансовые спекуляции (в 4,37 раз), услуги связи (в 2,28 раз), торговля автомобилями (в 2,59 раз), оптовая и розничная торговля (в 1,78 и 1,63 раз соответственно), операции с недвижимостью (в 1,98 раз) и строительство (в 1,57 раз). Тогда как в обрабатывающей промышленности и наукоёмких производствах, отвечающих за модернизацию экономики, наблюдается стагнация: прирост добавленной стоимости в сельском хозяйстве едва дотянул до 21,4%, в производстве продуктов питания – 30,8%, в производстве машин и оборудования – 6,7%, в производстве электрических машин – 13,2%, а в производстве медицинских изделий прирост не превысил 4,6%. Тогда как в текстильной промышленности по итогам 2004-2011гг. наблюдается спад добавленной стоимости на 39,5%, в лесном хозяйстве – на 15,8%, в производстве электронных компонентов – на 17,1%, в производстве судов и летательных аппаратов – на 14,6 и 24,1% соответственно, в производстве мебели – на едва заметные 0,39%. При этом под обещания о модернизации мы видим снижение добавленной стоимости в системе образования на 2%, при едва заметном росте стоимости в научных исследованиях и разработках на 28,4% и номинальном увеличении в системе «отреформированного» здравоохранения на 9,7%. Другими словами, на протяжении последних 11 лет «вставания с колен» мы наблюдали едва заметный рост российской экономики в целом, сопровождаемый качественной деградацией структуры экономики, примитивизацией производства и бурным расцветом непроизводительных спекулятивных секторов, которые занимаются исключительно прокручиванием поступающих в страну нефтедолларов и никоим образом не связаны с набившей оскомину модернизацией. 3) Президент сделал ссылку на то, что ВВП на душу населения вырос практически в 2 раза, а реальные располагаемые доходы в 2,6 раз. Тогда как расходы бюджета увеличились практически в 2,5-2,7 раз. Однако нужно отдавать себе отчёт, что Россия живёт в условиях колоссальной имущественно пропасти, в рамках которой только, по официальным данным Росстата, разрыв в уровне доходов 10% наиболее состоятельных и 10% наименее социально обеспеченных россиян достигает 16,5 раз. За период 2000-2011гг. коэффициент фондов не только не снизился, но даже вырос – с 13,5 до 16,3 раз. С учётом доходов на капитал, от предпринимательской деятельности, а также скрытых коррупционных поборов и незаконного вывоза капитала за рубеж, реальный разрыв достигает 40-50 раз. Это в 5-6 раз превышает предельно допустимую величину, гарантирующую поддержание социально-политической общественности. Отчасти, именно колоссальная имущественная дифференциация общества и избыточная концентрация поступающих в страну нефтедолларов в карманах коррумпированных чиновников, естественных монополий и перекупщиков, стала экономической базой «Болотного движения». Не выдерживает конструктивной критики и заявление об увеличении уровня жизни населения. Реальные располагаемые доходы действительно выросли в 2,6 раз. Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что реальная «социальная инфляция» для 60% населения с доходами менее 17 тыс. рублей превышает официальную оценку в 2-2,5 раза (в силу превалирования в расходах затрат на безудержно дорожающие ЖКХ, транспорт и продукты питания) и достигает 15-17%. На самом деле, за последние 11 лет реальный уровень жизни (учитывающий не политкорректную оценку инфляции для 20% богатых россиян, а реальную «социальную инфляцию» в размере 15-17%) 20% наименее социально обеспеченных граждан сократился на 20-25, следующих 20% – на 10-15%, а следующих 20% либо вообще не вырос, либо снизился на 3-5%. Тогда как доходы 5% наиболее состоятельной части общества, удачно выстроившихся в паразитическую по своей сути модель «экономики трубы» вырос в десятки раз. 4) Президент заявил о необходимости предоставления переходного периода для естественных монополий по вопросу сокращения их государственной поддержки. Президент указывает, что в результате урезания бюджетного финансирования у них не будет ресурсов для модернизации производства и реализации инвестиционных программ. Однако он ни слова не сказал о том, что на протяжении последних 11 лет темпы роста цен на электроэнергию, газ, воду, услуги ЖКХ и транспорт для населения росли на 15-20% ежегодно, что в 1,5-2 раза превышало средние темпы инфляции. Номинальные доходы населения за период 2000-2011гг. выросли в 9,5 раз и достигли 22,5 тыс. рублей, тогда как цены на ЖКХ, электроэнергию, воду и услуги связи подскочили в 10-15 раз. Для начала необходимо добиться от монополистов раскрытия структуры себестоимости оказываемых ими услуг и состав так называемого инвестиционного тарифа, которые из инструмента модернизации производства превратился в механизм разворовывания бюджетных средств и выкачивания денег из карманов населения и бизнеса. 5) Президент публично признал неготовность наступить на карман 5% наиболее состоятельно части общества, контролирующей свыше 90% крупной собственности в России. По мнению президента, российское общество ещё не готово для того, чтобы отказаться от аморальной и антисоциальной по своей сути плоской шкалы налогообложения и ввести принятую во всём развитом мире прогрессивную шкалу налогообложения. Непонятно для чего вообще нужна двухмиллионная армия чиновников, если они не могут исполнять возложенные на себя законом обязанности и элементарно отслеживать факты сокрытия и увода в тень доходов. 6) Президент предлагает вместо введения прогрессивной шкалы налогообложения облагать так называемое демонстративное потребление, т.е. предметы роскоши. Если введение прогрессивной шкалы налогообложения могло бы увеличить сборы по НДФЛ с сегодняшних 1,99 трлн. рублей до 2,7-3 трлн., то налогообложение предметов роскоши в лучшем случае увеличит поступления в бюджет на 20-25 млрд. рублей. И то, если сильно повезёт – уже начался процесс сокрытия и перерегистрации дорогих автомобилей, яхт, частных самолётов, элитной недвижимости, украшений и т.д. Однако это капля в море и практически никоим образом не будет способствовать сужению имущественной пропасти между 70% бедного населения России и 5% богатых. 7) Президент выступил в поддержку курса на приватизацию наиболее лакомых кусков государственной собственности и наиболее рентабельных секторов экономики – финансовый сектор, нефтегазовая промышленность, транспортная инфраструктура, естественные монополии, связь и т.д. В очередной раз слышны разговоры о неэкономическом характере приватизации и возврате к ультралиберальной риторике младореформаторов. Путин признал, что цель не в пополнении бюджета, который и так захлёбывается от притока нефтедолларов и в котором без дела лежит свыше 7,1 трлн. рублей. Президент наступает на грабли реформаторов, заявляя о безусловном приоритете частной собственности и необходимости «частного собственника». В 1990-е годы слепая вера в «эффективного собственника», не сопровождавшаяся борьбой с коррупцией, монополизмом, дебюрократизацией общества и активной антимонопольной и промышленной политикой привела к катастрофическим последствиям в экономике и социальной сфере. За период 1990-1996гг. объёмы экономики рухнули на 45%, промышленное производство обвалилось на 60%, обрабатывающие производства сжались на 80%, выпуск наукоёмкой продукции упал в 5-20 раз, капитальные вложения упали в 5 раз, а уровень нищеты подскочил в 10-12 раз. Слабо верится и в обещания, что нынешняя приватизации 3.0, затеваемая идейными наследниками Гайдара-Чубайса, не будет иметь ничего общего с преступной и незаконной приватизацией в 1990-г. Согласно соцопросам, до сих пор порядка 80% населения России считают себя ограбленными собственным государством и олигархами. Прежде чем затевать очередную волну распродажи крупной госсобственности, требуется разобраться с итогами незаконных кредитно-залоговых аукционов 1995-1997г., в рамках которых на деньги федерального бюджета, положенные на депозиты в олигархические банки, происходило кредитование правительства и передача крупнейших госпредприятий в залог кредиторам. По этой же причине не вселяет оптимизма заявление о том, что продажа госактивов будет осуществляться в рамках прозрачной процедуры торгов по справедливой и конкурентной цене эффективному собственнику. Во-первых, как и в 1990-е годы, львиная доля населения России (как минимум 70% россиян с доходами ниже средней зарплаты по стране) оказывается отрезанной от участия в процессе приватизации госпредприятий и госбанков по простой причине – у них просто нет денег. В то время как малый и средний бизнес, занятый в низкорентабельном несырьевом секторе экономики и находящийся под постоянным давлением коррумпированных чиновников, силовиков и монополистов, сам едва сводит концы с концами и не имеет достаточных ресурсов. Как и во времена ваучерной приватизации и кредитно-залоговых аукционов, обеспечивших передачу стратегически значимых государственных предприятий в руки приближенных к власти олигархов за счёт кармана налогоплательщиков, нынешняя приватизация также затевается в интересах крупного капитала. Речь идёт либо о российских олигархах, либо о крупных ТНК и международных банках, обладающих доступом к практически неограниченным по объёму и дешёвым финансовым ресурсам. 8) Трудно не согласиться в обращении Путина к Федеральному Собранию с тем, что России нужны доступные кредиты и низкие процентные ставки. Совершенно очевидно, что без доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов невозможно вывести несырьевую промышленность из многолетнего застойного инвестиционного кризиса и осуществить модернизацию отечественную деиндустриализированную «экономику трубы». При этом президент совершенно верно указал на то, что ему прекрасно известна антинаучная позиция Банка России, который на протяжении многих лет наотрез отказывается выстраивать комплексную систему рефинансирования экономики и сводит всю денежно-кредитную политику государства к операциям «валютного обменника», изредка дополняемую авральным вливанием ликвидности для недопущения кризиса платежей и парализации финансовой системы. Путин справедливо указал на уже набившие оскомину отписки Банка России, превратившегося, насколько можно судить, в филиал ФРС США и инструмент внешнего управления отечественной экономики, согласно которым создание долгосрочных инвестиционных ресурсов и финансирование экономического роста не входит в его компетенцию. По мнению ключевого финансового института России, являющегося (по крайне мере, по закону) кредитором последней инстанции и ключевым институтом рефинансирования экономики, создание длинных денег не входит в цели и задачи ЦБ. Президент правильно указал на несостоятельность заезженного тезиса Банка России о том, что фундаментом для формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике являются пенсионные накопления и сбережения россиян. Судя по всему, в окружении Путина ещё остались здравомыслящие экономисты, которые смогли объяснить, что в крупнейших экономически развитых странах мира задолго до кризиса эмиссия национальной валюты привязывается не к притоку иностранной валюты (режим «валютного правления», навязанный России), а к внутренним потребностям экономики в финансовых ресурсах. Президент резонно привёл в пример ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии и Банк Англии, которые ещё задолго до нынешнего кризиса осуществляли долгосрочное кредитование отечественной экономики и формировали фундамент долгосрочных инвестиций посредством приобретения государственных долговых бумаг с длительным сроком погашения. Совершенно правильным было замечание, что борьба с инфляцией хоть и является важным, но не единственным макроэкономическим индикатором, на который должен ориентироваться Банк России при проведении своей денежно-кредитной политики. В этом смысле логичным было предложение подумать о внесении поправок в закон «О Центральном Банке России», который бы по примеру ФРС США, ЕЦБ и Банка Англии на законодательном уровне закрепил за Банком России обязанность стимулировать экономический рост и увеличение занятости. Насколько можно судить, критика со стороны независимых экспертов и учёных действий Банка России, ставящих крест на модернизации экономики и провоцирующих втягивание России в петлю внешних займов, начинает просачиваться наверх. 9) Говоря совершенно правильные слова о необходимости модернизации экономики и возрождения наукоёмкой промышленности, президент, тем не менее, не смог не вступить в противоречие с самим собой. Он похвалил правительство (а точнее Минфин) за то, что оно разработало пресловутое «Бюджетное правило», которое ограничивает возможности пересмотра прогнозных цен на нефть средней величиной за 10 лет и изымает все дополнительные доходы бюджета в Резервный Фонд. Несмотря на то, что законодательное закрепление политики стерилизации денежной массы и изъятия денег из экономики вызывает критику не только в экспертном сообществе, но и в большинстве министерств (прежде всего, в МЭР), Путин не стал поднимать вопрос о снижении пороговой величины заполнения Резервного Фонда (7% ВВП), после преодоления которой сверхдоходы можно направлять на модернизацию экономики и инфраструктуры. Вместо этого Путин отметил, что к концу 2012г. объём средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния превысит 9% ВВП, что, по его оценкам, является достаточной «подушкой безопасности». Остальные сверхдоходы президент планирует пустить на модернизацию инфраструктуры. Однако опасения вызывает весьма размытое и неясное предложение президента создать на их базе фонд (сначала в размере 100 млрд. рублей), средства которого можно будет вкладывать в ценные бумаги. При этом в качестве принципиально значимого требования к деятельности фонда Путин называет возвратность и стабильную доходность его вложений. В таком случае речь может идти о приобретении инфраструктурных облигаций или долговых бумаг российских институтов развития (например, ВЭБ, Росавтодор и т.д.), которые будут призваны финансировать модернизацию базовой технологической инфраструктуры. 10) Сложно не согласиться со здравым тезисом президента о том, что требуется отказаться от обвинительного уклона в правоприменительной и судебной практике, которая бы позволила бы уйти от презумпции виновности предпринимателя. Однако подобного рода разговоры продолжаются уже более 8 лет – ещё в начале своего президентского срока нынешний премьер Дмитрий Медведев выступал с аналогичными тезисами и идеями. На деле же имеет место «телефонное правосудие», силовой рэкет и произвол чиновников. В том числе и по этой причине осенью 2011г. в разгар предвыборной кампании произошёл скачкообразный рост оттока капитала и дестабилизация обескровленной финансовой системы. Только по официальным данным Банка России, с сентября 2011 г. по сентябрь 2012 г. из России частным сектором было вывезено свыше $111,3 млрд., из которых порядка $60 млрд. составил незаконным вывоз капитала частным сектором в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности (невозврат экспортной выручки, непоступление товаров и услуг по импортным контрактам. И ещё порядка $20 млрд. пришлось на вывоз откровенно криминальных активов коррумпированными чиновниками, олигархами и организованной преступностью. На протяжении 2007-2011гг. ежегодный размер незаконного вывоза капитала, фиксируемый Банком России, варьируется в диапазоне $40-45 млрд., что эквивалентно совокупным расходам федерального бюджета на науку, образование, здравоохранение, спорт и культуру в 2011г. При этом никакой реакции со стороны «правоохранительных» органов как не был, так и нет: Банк России, Минфин, Росфинмониторинг, ГКУ администрации президента и профильные управления МВД и ФСБ уже много лет спокойно закрывают глаза на ежегодный вывоз 10-12% федерального бюджета за рубеж. 11) Принципиально важным стало заявление Путина о том, что для России критически значимо поддерживать темпы роста экономики на уровне не ниже 5,5-6% ежегодно. По сути дела, президент согласился с выводами лучших российских учёных и экспертов, которые ещё в 2005г. пришли к выводу, что при нынешнем запредельно высоком уровне имущественной дифференциации населения и отсталой структуре экономики для поддержания социально-политической стабильности российская экономика должна расти темпами не ниже 5,5%. Хуже всего то, что такими темпами российская «экономика трубы» не растёт аж с 2008г. – после обвала на 7,9% в 2009г. последовал рост на 4,3% в 2010-2011гг. По итогам текущего года МЭР прогнозирует прирост на 3,5-3,6%, тогда как темпы роста экономики сжались с 4,9% в начале года до 2,3% в октябре. Притом что впервые за последние годы рост цен на нефть на 35-40% в 2010-2011гг. не только не привёл к ускорению темпов роста экономики, но даже сопровождался падением темпов роста в промышленности, обрабатывающих производствах и грузоперевозках в 2,5-3 раза. Если парализованная судорогой коррупции, произволом монополий и антимодернизационной экономической политикой правительства российская экономика затухала в 2010-2012гг. на фоне стабильно растущих цен на нефть, то сложно представить, что её ждёт впереди по мере сползания мировой экономики в рецессию. 12) Путин признал, что имеет место колоссальное по масштабам расхищение бюджетных средств в рамках Госзакупок. Ещё летом премьер Медведев оценил масштабы хищений государственных средств в бюджетной системе в размере 1 трлн. рублей ежегодно. Тогда как свыше 35% всего госзаказа (порядка 4 трлн. рублей) размещается на неконкурентной основе без проведения конкурсов и торгов. По какой-то неведомой причине президент увидел решение проблемы в разрабатываемом ВШЭ и прочими либералами законе о Федеральной контрактной системе, которая, по мнению экспертов и представителей Федеральной антимонопольной службы, имеет гораздо больше недоработок и откровенных лазеек для воровства, нежели существующий Закон о государственных закупках. Нужна не временная дисквалификация и отстранение от должности коррупционеров и неэффективных чиновников, как это предложил президент. Требуется комплексная борьба с коррупцией – ратификация 20-й статьи Конвенции ООН и закрепление на законодательном уровне термина «незаконное обогащение». Необходимо вернуть право конфискации имущества коррумпированных чиновников и членов его семьи с оставлением минимально необходимой для жизни собственности, а лишить коррупционеров права занимать выборные должности на государственной службе, в общественных организациях, частном секторе и т.д. Требуется разорвать круговую поруку между взяткодателем и взяткополучателем. В силу того, что взяткодатель в большинстве случаев является жертвой произвола чиновников, необходимо освободить взяткодателя от уголовной и административной ответственности в случае его готовности сотрудничать со следствием и дачи показаний против взяткополучателя. Принятый закон о контроле за расходами чиновников после согласования в комитетах и рассмотрения в трёх чтениях усилиями правящей партии превратился в фарс. Мало того, что он существенно сужает перечень объектов крупной собственности до недвижимого имущества, так ещё и ограничивает предельный минимальный размер потенциально подозрительной сделки тремя годовыми размерами доходов семьи чиновника. В таком случае обосновать любую покупку можно как уже сделанными сбережениями, так и полученными за последние годы доходами. 13) Отдельного внимания заслуживает пассаж относительно создания 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест. Сам по себе этот тезис как некий ориентир совершенно правильный. Другое дело, что непонятно, каким образом можно достичь поставленные цели при нынешней финансово-экономической политике и подписанному на днях самим же Путиным бюджете, предусматривающему урезание финансирования национальной экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры и ЖКХ на 30-60% в реальном выражении с учётом официального прогноза инфляции (5-5,5%). Только за период 2008-2011гг., когда начались разговоры про модернизацию, согласно оценкам Росстата, чистые потери рабочих мест в российской экономике составили свыше 2,9 млн. человек. А за период с 2005г. экономика России потеряла свыше 3,9 млн. рабочих мест, из которых свыше 1,124 млн. пришлось на сельское хозяйство, 538,5 тыс. – в транспорте и связи, 246 тыс. – в системе образования и 417,8 тыс. в сфере предоставления услуг. При этом взрывной рост наблюдается в оптово-розничной и прочей посреднической деятельности (388 тыс.), финансовом секторе и спекулятивных операциях (268,4 тыс.), а также государственном управлении и обеспечении безопасности (338 тыс.). Другими словами, несмотря на совершенно правильные по своей сути заявления властей о необходимости модернизации экономики и построения «экономики знаний», полным ходом идёт процесс примитивизации производства и потери мест в наукоёмких отраслях обрабатывающей промышленности, без которых невозможно обеспечить развитие научно-технического и производственного потенциала России. Совершенно непонятно, о каких 25 млн. новых рабочих мест может идти речь в условиях вымирания коренного населения РФ и потери свыше 195,4 тыс. рабочих мест в производстве машин и оборудования, 269 тыс. – в металлургии, 201,5 тыс. – в выпуске электрооборудования, 289,8 тыс. – в производстве транспортных средств и 168 тыс. в химическом комплексе. На этом фоне происходит неконтролируемый наплыв мигрантов из стран ближнего зарубежья и, прежде всего, Средней Азии. Только по официальным данным Росстата, за период 2000-2011гг. чистый приток иммигрантов на территорию России составил порядка 2 млн. человек. По экспертным оценкам, с учётом незаконной миграции, покрываемой чиновниками, реальная численность иностранной рабочей силы, находящейся на заработках в России, варьируется от 8 до 10 млн. человек. Возможно, речь идёт о 13-15 млн. В любом случае становится очевидно, что без радикальной смены всего вектора социально-экономической политики, перехода к стимулирующей промышленной, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике вкупе с ограничением произвола чиновников и аппетита монополий, никаких 25 млн. рабочих мест создано не будет. А если и будет создано, то для низкоквалифицированного рабочего труда из Средней Азии, который всё активней замещает коренное население. Предложенная президентом инициатива ужесточить миграционный контроль и разрешить въезд на территорию РФ для иностранцев только по заграничным паспортам не сможет толком поправить ситуацию. Это важная и нужная мера, однако она носит косметический характер. Основная проблема состоит в том, что у правительства нет общего понимания того, какую экономику мы хотим построить, какие отрасли промышленности и секторы экономики должны стать локомотивом технологической модернизации, какие для этого требуются кадры, в каком количестве и какой квалификации. До тех пор, пока у руководства сохраняется фрагментарное мышление и отсутствует понимание о том, какую финансово-экономическую политику оно собирается проводить, какие цели намерено перед собой ставить и каким образом их будет достигать, не будет и внятной миграционной политики. Просто потому, что она не нужна как таковая – гораздо проще коррумпированному чиновнику и бизнесмену вместо закупки новой техники и модернизации производства завезти на территорию России рабскую низкоквалифицированную рабочую силу и держать её в нечеловеческих условиях, чем заниматься технологическим перевооружением и развитием производства. При этом неконтролируемый наплыв низкоквалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья провоцирует деградацию рынка труда, падение оплаты труда российских граждан, примитивизацию производства, рост этнической преступности и криминала, а также обострение конфликтов на этнической почве.