Горькие плоды ВТО
Наталья Детковская

Горькие плоды ВТО

Вступление России в ВТО, готовившееся 18 лет и триумфально завершенное совсем недавно, уже приносит первые плоды. Горькие, как и предсказывали эксперты.
    
Основную угрозу вступление в ВТО составляет для сельского хозяйства, особенно животноводства. Дешевые продовольственные товары, выращенные на фермах с интенсивной агрономией (читай: использование химикатов и ГМО культур), представят значительную угрозу для российской продукции, особенно в регионах небогатых, каких в России большинство.

Сельскохозяйственная техника за границей дешевле – наше сельхозмашиностроение тоже под ударом. Это не очень интересный типичному горожанину сектор экономики чрезвычайно значим для государства, так как обеспечивает продовольственную безопасность. Лишившись более-менее ожившего сельского хозяйства, мы рискуем впасть в зависимость посильнее зависимости от экспорта нефти. А ведь пока, мягко говоря, не очень понятно, как именно будет защищен российский крестьянин, что внушает значительную тревогу.

Следующий большой удар приходится на легкую промышленность. Не секрет, что и без того слаборазвитые отрасли группы Б очень страдают от конкуренции со стороны иностранных производителей. Теперь же отставание этих отраслей неизбежно: в России не успели созреть условия для масштабных инвестиций в легкую промышленность. Те же инвестиции, что уже есть в этом секторе, явно недостаточны для поднятия производительности труда и роста эффективности производства. Это происходит потому, что такие процессы требуют времени и вложений, а бизнес отличается от государства тем, что заинтересован, прежде всего, в росте прибыли, из-за чего будет эксплуатироваться наименее затратная модель, которая в российских условиях означает использование устаревшего оборудования и старых норм труда.

Очевидно, что дешевая рабочая сила из Китая и других азиатских стран намного выгодней в использовании, чем дорогостоящие российские рабочие, работающие на старых энергозатратных станках. Причем, нормирование труда во многом осталось еще со времен очаковских и покоренья Крыма, потому что новинки в этой области до России доходят с заметным опозданием, да и вводить их в дело некому: современные предприятия управляются людьми, очень далекими от понимания важности такого фактора производства, как труд.

По-прежнему моногорода остаются в неприятном положении нелюбимых детей: преодолевать узкую направленность им никто не помогает, при этом денег на прокорм тоже не дают. Вероятно, предполагается, что жители моногородов когда-нибудь или умрут, или переедут в Москву, поэтому смысла вкладываться в такие поселения нет.

Все частные инициативы снизу будут мгновенно сметены потоком товаров из-за рубежа, более качественных и дешевых. И это неплохо, если подумать о покупателях, но это очень плохо, если подумать о производителях, которые в значительной своей части не торопятся инвестировать в обновление основных фондов.

Что любопытно, именно этот аргумент приводят и защитники вступления в ВТО: якобы отечественный производитель, напуганный жесткой конкуренцией со стороны дешевых импортных товаров, тут же кинется инвестировать в интенсификацию производства. Эта теория довольно стара – о том, что конкурентная среда помогает развиться экономике. И действительно, это так, если мы говорим о развитии чего-то, что реально существует. Если же мы говорим о российской экономической системе, существующей за счет продажи природных ресурсов, то создание конкурентной среды означает добивание слабых ростков отечественного производства, которое и без того во многом основано на личном энтузиазме и патриотизме, по крайней мере, в части легкой промышленности и сельского хозяйства.

Принесение в жертву собственной растущей экономики в пользу мнимого государственного престижа – это очень экстремально, если не сказать больше.

Фактически, вступление в ВТО создало значительно больше сложностей, чем бонусов. Теперь правительство и президент озабочены, как бы сделать так, чтобы попадающие под удар отрасли не потеряли завоеванных позиций, но при этом, чтобы Россия не получила со стороны ВТО каких-то санкций. Как говорят в народе: не было у бабы забот – купила баба порося.  

Вместо того чтобы заниматься развитием и инвестициями в российское производство, власти создают искусственную конкурентную среду, с которой сами начинают бороться путем введения каких-то пошлин и субсидий.

Понять сторонников ВТО можно: 18 лет, потраченных на различные переговоры, действительно, жалко. Как-то нелепо было бы признать эти годы потраченными зря. Приходится теперь выкручиваться.