Русскую армию не уничтожить

Русскую армию не уничтожить

Военный обозреватель Александр Чуйков освещал события во многих горячих точках. Львиная доля его ярких материалов в российских СМИ посвящена ходу и проблемам военной реформы в России. Чуйков известен как критик деструктивных процессов, происходящих в Вооруженных Силах.

Как можно оценить последние кадровые события в Министерстве обороны? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с обозревателем Александром Чуйковым.

Александр Чуйков: На мой взгляд, весьма двояко. Во-первых, и это положительный момент, из Минобороны и Генерального штабы вычищена почти вся «сердюковщина». Во главе со своим паханом – бывшим министром Анатолием Сердюковым. Ушел секретный Герой России генерал армии «чего изволите» Николай Макаров. Новый министр Сергей Шойгу принял решение приостановить ряд явно непроработанных решений. В частности, уничтожение путем слияния нескольких военных академий, ликвидацию военно-медицинских учреждений и военных городков. Также заявлено о пересмотре некоторых положений войск ВКО.

Из отрицательного, на мой взгляд, на пост министра опять пришел не военный человек. Генерал армии Сергей Шойгу – спасатель, но не строитель новой военной организации страны. Шойгу только несколько лет придется входить в новые обязанности. И его слова, что он будет опираться на армейский корпус, а не на налоговиков, пока всего лишь слова. Все равно в генеральной линии, любой министр обороны будет зависеть от воли Верховного Главнокомандующего, а его воля, его направления изменения ситуации в Вооруженных силах четко пока не определена.

Надо посмотреть, как говорится. Сейчас требовать каких-то скоропалительных решений от министра нельзя. И так уже дел столько наворочено! Рубить сплеча означает загнать нашу армию в еще более глубокий кризис!

«Сегодня.ру»: Надо полагать, что дело «Оборонсервиса» - далеко не единственное в череде позорных фактов коммерциализации и тотальной распродажи военной инфраструктуры России?

А.Ч.: Конечно, «Оборонсервис» – пока лишь верхушка коррупции в ВС. Правда, очень показательная. Именно при Сердюкове при активной поддержке бывшего президента Дмитрия Медведева создана структура, которая была сознательно заточена под создание «серых» схем продажи объектов недвижимости, земель, НИИ и конструкторских бюро. Под благородным предлогом – избавления от непрофильных функций военного ведомства – был кинут клич, создана атмосфера: «Хапайте всеми частями тела – вам ничего не будет. Я прикрою».

Никто не спорит, что у Минобороны был запредельный уровень владения всеми этими объектами. Многие из них были просто не нужны, но на обслуживание тратились огромные средства. От них надо было избавляться, продавать. Но вначале надо было провести инвентаризацию, оценить, что нужно, а с чем можно расстаться без ущерба для обороноспособности страны. Но когда на кону миллиарды, которые можно украсть, кто будет думать о Родине?

Я бы назвал всю сердюковскую команду червями только с одним рефлексом: жрать, жрать, жрать…

Не следует забывать и о моральной атмосфере, созданной в офицерском корпусе. Приказы 400 и 1010 практически были направлены на его расслоение, создание неприязненных отношений между сослуживцами. Несогласные увольнялись без сожаления, без осознания значимости конкретного офицера для армии. А уж когда оставшиеся узнали о результатах обыска у Васильевой и других членов команды, когда посмотрели на эти кольца, золотые унитазы, огромные квартиры, то у них количество вопросов к нынешней власти, которая терпела этот беспредел министра и его команды 5 лет, выросло многократно.

«Сегодня.ру»: Почему сейчас на первый план вышли не весьма спорные, мягко говоря, глобальные стратегические решения об отказе от военных округов, развале системы мобилизационного резерва, сокращениях и т.д., а о конкретных фактах конкретного воровства?

А.Ч.: Я считаю, что конкретные факты воровства – это дымовая завеса, которая поставлена специально, чтобы не обсуждать создание самой системы, при которой они стали возможными. Под этой дымовой завесой очень удобно выводить из-под удара главных исполнителей аферы по приватизации и распродаже российской армии.

Обывателю не очень интересно слушать, что натворили с военными округами, что у нас в Восточном округе на всей границе с Китаем осталась всего одна бригада. И армии Поднебесной в случае нападения придется ее долго искать. Зато на новости о воровстве обыватель всегда кинется, как голодная собака на кость. И забудет обо всем другом.

«Сегодня.ру»: Какие ошибочные и деструктивные решения военного руководства страны, по вашему мнению, необходимо отменять в срочном порядке?

А.Ч.: В первую очередь, надо разобраться с наследием, оставленным г-н Сердюковым. Надо собрать военных ученых, чтобы понять, что делать дальше. Срочно усилить военно-научную составляющую Генерального штаба, с успехом разогнанную Макаровым, как непрофильный актив. Определить вероятные ТВД, вероятного противника, выработать стратегию развития армии на короткую, среднюю и долгосрочную перспективу. А затем уже принимать какие-то решения. Иначе получится, как у Макарова, вначале сократить 220 тысяч офицеров, а потом набирать новых 70 тысяч.

Поэтому сейчас я бы умолял вернуться в ГШ вычищенных опытных офицеров, увеличил бы штатные должности в Главных управлениях, а затем, опираясь на их рекомендации, принимал бы решения.

«Сегодня.ру»: Назначение Сергея Шойгу министром обороны ряд экспертов называют «имиджевым». Согласны ли вы с таким утверждением? Учитывая задачи, стоящие перед руководством страны, удастся ли, на ваш взгляд, переломить ситуацию в российской армии в лучшую сторону?

А.Ч.: Давайте вначале со второго части вопроса. Есть две полярные точки зрения. Первая – в армии все хорошо, надо только немного улучшить. Вторая – точка невозврата создания боеспособной российской армии пройдена. Истина, где-то ближе ко второму мнению. Но мне кажется, что российская армия не уничтожаема до конца в принципе. Всегда остается костяк, на который можно опереться. Но сколько лет на это уйдет? И дадут ли нам внешние и внутренние угрозы (в том числе и некоторые высшие руководители страны – а они угрозы пострашнее НАТО и террористов) это сделать? Вот в этом не уверен.

Я – скорее сторонник мнения многих действующих и бывших высших офицеров, что после боевого столкновения с грузинской армией в Южной Осетии и у нас, и за океаном с удивлением поняли, что после всех реформ, наша армия еще может воевать с внешним врагом. Пусть даже таким относительно слабым, как армия Грузии. И решили ее добить, свести до уровня охраны трубопроводов от собственного народа. На данном этапе, на мой взгляд, они своего почти добились.

Теперь насчет министра Шойгу. Мое глубокое убеждение, что это не человек, PR-продукт. Мантры про то, что он с нуля создать корпус спасателей, а затем и лучший в мире МЧС – это всего лишь мантры. Государственный комитет РСФСР и Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Корпус спасателей), созданный под председательством Шойгу в 1991 базировался именно на базе войск Гражданской обороны, ранее входящих в состав Минобороны. Так что говорить о «создании с нуля», вряд ли стоит. В то же время, никто не отрицает его личных качеств, как жесткого руководителя и прекрасного администратора. С великолепно поставленной PR-службой.

«Сегодня.ру»: Должен ли Анатолий Сердюков нести уголовную ответственность за всё то, что произошло?

А.Ч.: Если следствие докажет, а суд подтвердит, что он виновен. Следователи и судьи у нас также смотрят телевизор, а там уже было сказано, что претензий к бывшему министру обороны нет. Так что решение уже вынесено. Уголовная ответственность ему не грозит. А «должен» или «не должен» - это понятия моральные, нравственные. А понятия «мораль» и «нравственность» давно сбежали из высших эшелонов российской власти.

«Сегодня.ру»: Какие военные конфликты, с вашей точки зрения, угрожают Российской Федерации в ближайшем будущем и более отдаленной перспективе?

А.Ч.: Это должны оценивать военные ученые и высший генералитет страны. С учетом мнения военного-политического руководства России на основании разведданных нескольких независимых друг от друга разведструктур. У нас фактически осталась только одна структура – СВР. ГРУ почти уничтожено. Мнение СВР известно – нам угрожают только локальные конфликты.

«Сегодня.ру»: Какой вам лично видится Российская армия через 5-10-15 лет?

А.Ч.: А российская армия через это время будет? Россия – не только страна с непредсказуемой историей, но и с совершенно непредсказуемым будущим.

«Сегодня.ру»: Спасибо за беседу.

Беседовал Юрий Котенок