Духовный бальзам Православия
Владислав Гулевич

Духовный бальзам Православия

Религия определяет бытие. И этим всё сказано, так как религия – это своеобразный этико-мировоззренческий кодекс, формирующий национальную психологию и взгляд на мир. Для русских таковым кодексом является Православие. Слово «религия» было настолько затёртым негативными коннотациями в советское время, что многие уже не улавливают его сути. На этимологию слова «религия» обращали внимание многие мыслители древности, но самым распространённым мнением является происхождение слова от латинского «religare» - «связывать». Религия, действительно, связывает земное с небесным. Примечательно, что в православной культуре нет многих психологических явлений свойственных современному обществу. Например, переходного возраста. Почему? Да потому, что кризис переходного возраста – это следствие попыток молодого индивидуума найти своё место в жизненной иерархии, вникнуть в связи с внешним миром и конституировать своё внутреннее «я» по отношению к нему. Но для глубоко православного человека искать себя не надо. Он себя уже обрёл в церкви, в вере, а его моральные принципы чётко обозначены, и не являются расплывчатыми и неясными. Почитайте деяния святых отцов, и там вы не найдёте ничего подобного каким-то там возрастным кризисам. О молодой горячности, о моральной неустойчивости – да, но не о возрастных кризисах. На Руси, упорядочивавшей свою жизнь в соответствии с православными традициями, каждый возраст знал своё место. Каждый возраст понимал, что является составляющей частичкой человечества, идущего ко Христу. Не было идеологической пустоты в головах, не было мучительных поисков на тему «Кто я?». Размышления были, но тут же были и ответы – «Я – русский православный человек». Самюэль Хантингтон в знаменитом труде «Столкновение цивилизаций» употребляет интересный термин – индигенизация, то есть «отуземливание», возвращение к своим культурно-историческим корням. Индигенизацией он называл отторжение незападными культурами культурного диктата Запада. Среди индигенизирующихся стран он называл и Россию, которая, как он обозначил, индигенизируется по-православному. России, действительно, нужна индигенизация, как пример модернизации без вестернизации, как метод отторжения чуждых влияний и идеологий. Как указывал тот же Хантингтон, Запад был автором почти всех мировых идеологий, но не придумал ни одной религии. Так стоит ли молиться на такую цивилизацию, всё измерение которой заключается техническими аксессуарами? Уильям Шекспир, Джек Лондон, Уильям Уиттакер самими же западными обывателями выброшены на обочину. Эпохе Ивана Грозного, как и всем великим эпохам, было неизвестно понятие посттравматического синдрома. Война была нормальным состоянием человечества, а как можно страдать от нормальности? Россия росла в ширину и в длину, сметая с дороги соперников. И к годам 30 почти у каждого русского за плечами было 3-4 войны. И с ума от беспрерывных сражений никто не сходил, и прохожих в нервном припадке не расстреливал и алебардой не рубил. Посттравматический синдром – это дитя современного века, современной психологии. Воинские доблести вытеснены за границы обыденного сознания, единственным стимулом идти в пекло сражения многие называют деньги, а не идею. Раскол сознания на мирное, и не мирное порождает раскол души, бесплодные поиски виноватых и невиноватых, и куда чаще гнев обрушивается на последних. Война за светские интересы убога. Война за духовные идеалы возвышена. С установкой на духовные, а не светские идеалы, двигались казаки Ермака и Дежнёва, гренадёры Суворова и гвардейцы Кутузова. Их воинское сознание было сформировано в лоне православной культуры, «индигенизированной», как бы мы её сейчас назвали. Но результаты какие! Если человеку ведомы его духовные пути, если он не находится в состоянии мировоззренческой раздробленности, в вечных и безуспешных поисках духовных ориентиров, ему открыты все жизненные пути, а невзгоды, которые могут выпасть на его долю, он вынесет с лёгкостью. Для русского человека всё это возможно в Православии, как наиболее полной форме выражения русского этнического сознания. По материалам Роспатриот