О жизни и смерти рок-н-ролла
Мария Соловьева

О жизни и смерти рок-н-ролла

- Наташ, как ты считаешь, рок-н-ролл жив? - Рок-н-ролл undead. На самом деле я думаю, что он жив, хотя иногда есть чувство, что в каком-то странном состоянии. Как у Мартина – то, что мертво, не может умереть снова. - А существует ли "русский рок"? И что ты под этим понимаешь? Относишь ли свое творчеству к року? Или все-таки больше фолька? - Знаешь, я терпеть не могу само понятие "русский рок" и то, что оно в моей голове олицетворяет. Я не люблю вот эти околополитические бардовские песни, сыгранные с жужжащими электрогитарами и унылой ритм-секцией. Поэтому мне хотелось бы думать, что мы играем рок, только это просто рок, просто музыка, но никак не "русский рок". Ну и фолк, конечно, тоже играем – от концерта к концерту, от пластинки к пластинке маятник качается то туда, то сюда, как настроение придется. Вот крайнюю пластинку мы сделали очень роковую, жесткую даже, а теперь шалим, аранжируем самые тяжелые песни с нее в режиме акустической гитары и аккордеона. - Расцвет "русского рока" пришелся на 90-е. Тогда модно было петь песни Цоя, ходить в одежде с символикой "Алисы", "ДДТ". Апогеем этой любви стали фильмы "Брат" и "Брат-2". А потом рок куда-то делся, опять стал "неформатом". Как думаешь, что произошло на самом деле? - Вот опять же, мы наталкиваемся на понятие "русский рок". По-моему, рок-то не делся никуда, просто именно "русский рок" начала всем немного надоедать, и появились команды, которые стали не в рупор что-то горланить, а вдумчиво писать музыку. Вот Славик Вакарчук во всех проявлениях – это рок? Рок, конечно. Но без какого-либо отношения к "русскому року", даром, что он вообще украинец. - Я где-то читала, что Окуджава специально писал песни с более простой музыкой, чтобы слушатель вдумывался в смысл, не отвлекался на эмоции. Якобы, тот же прием использовал Высоцкий. То есть, значимые авторы конца прошлого века акцентировались на текстах, не на музыке. И эта специфика создавала своеобразный "вождизм", когда поклонники воспринимали авторов как неких гуру, духовных учителей. Как ты считаешь, сегодня это явление существует? Скажем, не так давно лидер "ДДТ" Шевчук агитировал за оппозицию, - насколько его мнение весомо для поклонников, как тебе кажется? И есть ли у тебя свой, личный, авторитет, к которому ты бы прислушалась в ситуации мировоззренческого выбора? - Я уверена, что мнение любого артиста, работающего в жанре поэтического слова, очень весомо для его истинных поклонников. Другое дело, насколько этих поклонников много. И как раз и Окуджаву, и Высоцкого, и Шевчука я почитаю в первую очередь поэтами-сонграйтерами, а уже во вторую и десятую – композиторами. Я к таковым себя не отношу, мой текст от музыки, как правило, неотделим, я прежде всего думаю нотами, а потом уже словами. А авторитета среди коллег, на которого бы я равнялась в плане мировоззрения, у меня нет, разве что за исключением БГ. - Твой последний альбом вышел очень интересным, прекрасные профессиональные, технически изысканные аранжировки, сумасшедшие тексты, бешеная энергетика... Однако часть поклонников не приняла таких серьезных качественных произведений. Как думаешь, в чем причина? - Людям свойственно ждать с удовольствием, придумывая себе будущее, чуть ли не рисуя обложки пластинок и обсасывая партии инструментов. И, как правило, это удовольствие заканчивается неким культурным шоком большей или меньшей степени, что не мешает потом им приступить к новому ожиданию. В нашем случае культурный шок получился скорее больший, поскольку я точно знала, что материал такой, что его невозможно сделать в более мягком, более юзер-френдли ключе. И самое интересное то, что сейчас, уже спустя полгода после выхода пластинки, она продолжает доходить до слушателей. Мне очень нравятся отзывы типа – "Ангелофрению" ненавижу, ужасная пластинка, почем-то не могу перестать слушать, слушаю на репите каждый день, это офигительно! - И - традиционно: каковы ваши с "Мельницей" творческие планы? - Сейчас ездим по стране с программой "Ангелофрения", катаем тур. Уже сочиняем программу на рождественские концерты в Москве и Питере, планируем снова выпустить рождественский сингл, тьфу-тьфу. Беседовала Мария Соловьева