Темный хаос Африки
Александр Дундич

Темный хаос Африки

Африка. Когда читаешь романы европейских писателей о путешествиях на Чёрный континент, в далёком XIX веке, кажется, что ничего с тех пор кардинально не изменилось. Бедная Африка, столь богатая природными ресурсами, по-прежнему, остаётся самым отсталым регионом планеты. И, хотя Африка неоднородна, в целом же её экономические и политические успехи, мягко говоря, более чем скромны.

Более двух третей нестабильных государств расположены в Африке, при этом её центральные и восточные районы превратились в места беспрерывного кровопролития. Территория Конго, Судана, Южного Судана и Сомали вообще можно считать хронически нестабильными.

В целом же, нет практически ни одного центрально- или восточноафриканского государства, которое бы не боролось либо с войной и текущим политико-экономическим кризисом, либо с их последствиями. Динамику этих процессов можно описать формулой «от плохого – к худшему».

Необходимо также учитывать этнорелигиозный фактор. Местные политические элиты спекулируют на этническом вопросе в попытках добиться своих целей. Наиболее трагичный пример – конфликт между народностями тутси и хуту, охвативший сразу два африканских государства – Руанду и Бурунди. Ещё один пример – Дарфурский конфликт, который официальный Хартум трактовал в виде формулы «африканцы против арабов».

Сомали уверенно следует в четвёрке государств, где христиане регулярно подвергаются преследованиям. Законное правительство контролирует лишь часть страны. Юго-западные и южные районы находятся под контролем исламистских группировок «Аш-Шабааб» и «Хизб-уль-Ислаами». На севере располагается сепаратистское государственное образование Сомалиленд, а на востоке – «автономное государство» Пунтленд.

Несмотря на высокий конфликтный потенциал африканского материка, малазийские, индийские и китайские нефтедобывающие компании работу не сворачивают. Естественно, что наибольшее беспокойство у западного экспертного сообщества вызывает экономическая экспансия Китая. Пекин не озадачивается идеологическими вопросами, придерживаясь трезвого экономического расчёта. Пекин медленно, но уверенно покоряет Африку экономическими методами, экспортируя на континент дешёвую китайскую рабочую силу, вкладывая средства в перспективные отрасли производства и в первую очередь в разработку месторождений углеводородного сырья.

Среди пропагандистских приёмов западных экспертов, направленных против этого, слышатся обвинения в потакании неуёмным амбициям местных элит со стороны Пекина, провоцирование повышения уровня безработицы среди местного населения, что приводит африканцев в ряды всевозможных военизированных группировок, и затрудняет процесс мирного урегулирования в многочисленных конфликтных зонах.

Между тем, методы политико-экономического проникновения западных стран в Африку ничем не отличались и не отличаются от тех, в которых упрекают китайцев. Сегодня Евросоюз по масштабам и темпам закрепления своего влияния в Африке явно уступает Китаю. Соединённые Штаты опережают ЕС, но исповедуют противоречивый подход во взаимоотношениях с африканскими режимами, чем сумел воспользоваться Пекин. Вашингтон говорит о демократии, приписывая верность ей только своим союзникам и обвиняя в авторитаризме тех, кто союзником не является. Китай же делит африканские страны не на союзные и не союзные, а на те, с которыми экономически выгодно, и те, с которыми не выгодно сотрудничать.

Африка всегда фигурировала в ведущих геополитических концепциях. Здесь мы вплотную подходим к вопросу многополярного мироустройства, и места Африки в ней. В силу географического детерминизма политико-экономическим ориентиром для Африки на протяжении всей её осмысленной истории была Европа. Это заставляет некоторых геополитиков выделять объединённую «евро-африканскую зону» (наряду с англо-американской, тихоокеанско-дальневосточной и паневразийской), как неотъемлемую часть многополярного мира.

От позиции Европы во многом будет зависеть ситуация в Африке. События ливийской войны это показали со всей наглядностью. Чем более атлантистской, то есть «американоцентричной», будет Европа, тем шире и прочнее будет контроль США над Африкой.

Сама же Африка останется раздробленной и погружённой в хаос. Сильным мира сего не нужна стабильность на континенте, столь богатом природными ресурсами и полезными ископаемыми.