ЕС додавливает Тегеран
Ирина Антонова

ЕС додавливает Тегеран

Евросоюз вводит против Ирана новые санкции. Главы МИД ЕС в ближайшее время утвердят очередной блок экономических запретов в отношении Ирана.  На сей раз лидеры объединенной Европы не побоялись действовать даже в ущерб себе. Планируется, что будет введен запрет на поставки газа из Ирана, и европейские энергетические компании не смогут заключать с ближневосточной страной контракты на закупки «голубого» топлива. Не останутся в стороне и европейские банки, которым не позволят совершать сделки с иранскими кредитными организациями, за исключением гуманитарных закупок.

Кроме того, Евросоюз запретит продавать Ирану графит и алюминий, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия и баллистических ракет. Соответственно, около 30 юридических лиц, которых ЕС подозревает в финансирования властей Ирана, войдут в «черный список». Страны Евросоюза также не смогут регистрировать под своими флагами принадлежащие иранским владельцам торговые суда и продавать Ирану морские грузовозы.

Подобные кульбиты не новость для Ирана, к богатым месторождениям которого подбираются западные благодетели, прикрываясь благородными побуждениями. Напомним, США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран в свою очередь заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Между тем, экономические санкции, введенные еще раньше, ощутимо сказываются на экономике Ирана и благосостоянии иранцев. Так, 8 октября парламент этой страны объявил, что рассмотрит вопрос о приостановке реформирования системы субсидий на продовольствие и нефтепродукты. Эта реформа была краеугольным камнем экономической политики президента Махмуда Ахмадинежада, поэтому ее приостановку эксперты считают политическим ударом по президенту. Очевидно, что парламент голосовал подобным образом неспроста.

Введенные Западом санкции против Ирана спровоцировали резкое падение риала, который за десять дней подешевел более чем на 30% по отношению к доллару. Более того, резко взлетели цены на импортные товары, в первую очередь на продукты питания и лекарства, и стали почти недоступны для большинства. Например, мешок (40 кг) индийского риса басмати, продававшийся еще недавно за 800 тыс. риалов, теперь стоит примерно 1,7 млн. риалов (около $45).