Дешевая клоунада Ежи Гедройца
Аркадий Семёнов

Дешевая клоунада Ежи Гедройца

Не каждый поляк удостоится в современной России стольких лестных отзывов, как публицист и политик ежи Гедройц. Правда, отзывы эти адресуют ему российские либерасты, всегда готовые хоть с чёртом Россию делить. Дедушка Ежи уже 12 лет, как скончался, но его мыслишки бродят в головах некоторых стратегов.

Прежде всего, Ежи Гедройца любят представители украинской национал-интеллигенции. Любят за то, что он умело прикидывался другом украинцев и почитателем украинской культуры. На самом деле, Гедройц руководствовался голым геополитическим расчётом, когда призывал со страниц своего журнала «Культура» ещё в 1970-х дать Киеву независимость. Если бы эта независимость была не в интересах Варшавы, сидел бы этот «совестливый человек» и помалкивал.

В 1990-х Киев независимость получил. В итоге в выигрыше оказалась Польша, получив у себя под боком крупное, но слабое государство, метущееся от России к Варшаве, и наоборот. Жители же этого государства – Украины, глупенько улыбаясь навстречу большому европейскому будущему, вдруг осознали, что это всё сказки. Сказки дедушки Гедройца. Украине же достались, кроме независимости, разрушенная экономика, которая до сих пор хромает на обе ноги, почти полностью угробленный тяжпром и ещё много подобных же «гостинцев».

Но определённые круги на Украине заинтересованы в том, чтобы граждане этой страны считали Ежи Гедройца героем и поборником всего украинского. Особенно эту мысль проталкивают западноукраинские интеллигенты и обыкновенные примитивы из числа националистов местного разлива, которые ратуют за польско-украинскую дружбу. Против России, конечно.

Примитивы ратуют, потому что им сказали ратовать. Национально озабоченные интеллигенты, похоже, сами верят в то, что мелят о Гедройце. Они наивно полагают, что симпатии Гедройца к украинским писателям, и, в целом, к украинской литературе, самая что ни на есть искренняя.

Вот почему-то литература суахили или арабского Востока старого Ежи не волновала. От Польши далеко, выгод – никаких. А Украина с Белоруссией – пожалуйста.

Кстати, Гедройц родился в Минске, но много лет прожил в Париже, где и основал свой журнал «Культура», вокруг которого сплотились любители порассуждать, какой должна быть Россия. В их понимании, чем территориально меньше, тем лучше.

Как и полагается русофобу, а Гедройц был русофобом, пусть даже и очень интеллигентным и тактичным, старик Ежи любил русскую диссидентскую литературу. В Париже он издавал её многими томами. Неудачники и слюнтяи, обидевшись на Родину (это я о диссидентах), поливали её грязью в зарубежных книжонках. Сахаровы и прочие «радетели» очень нравились Ежи Гедройцу.

Гедройц призывал поляков забыть о том, что Украина и Белоруссия были когда-то польскими. Мол, это история нашего империализма, а империализм всегда плох. Оставим это в прошлом, и пусть Минск и Киев будут независимы.

Расшифруем, что он сказал. Польша утратила Белоруссию и Украину ещё в 1920-х. Все надежды польской элиты вернуться на эти земли увенчались поражением. Варшава затравленно смотрела, как Минск и Киев навсегда от неё уходили. И понимала геополитический ущерб, который ей наносили такие события.

Но делать нечего, пришлось смириться. Но тут в Париже выплывает Гедройц, польский диссидент, противник дружбы социалистической Польши с советской Москвой. И он выдвигает тезис, который следует понимать следующим образом: Польша потеряла «кресы всходни», их не вернуть. Так сделаем же так, чтобы эти земли потеряли и русские. И на свет родился призыв к русским отказаться от русского империализма, как поляки нашли смелость отказаться от  империализма польского.

Так, без войн и крови, Ежи Гедройц прокладывал дорогу идее отрыва Украины и Белоруссии от Русского мира, то есть то же самое, что делали все польские короли и Юзеф Пилсудский в придачу.

Заметьте, русским предложено было отречься от городов-символов Русского мира – Киева-матери городов русских и древнего Минска, а поляки от того, что захватили у чужих силой. При этом малороссы и белорусы должны были позабыть о Москве. Дрожащими ручонками коварного Ежи так был разделан на три части «геополитический пирог», которые Польше будет легче проглотить. Проглотить не территориально, а культурно-политически. Ведь никто не будет спорить, что влияние Варшавы в Белоруссии и на Украине увеличилось в разы по сравнению с советскими временами.

Фигура Ежи вновь достаётся из нафталина. Польский журнал «Новая Польша», выходящий и на русском языке, продолжает пропагандировать его наследие. Оно особенно актуально в преддверии 150-й годовщины польского восстания 1863 г. Это событие грозит превратиться в очередную кампанию информационных нападок на Россию и русскую историю. Можно не сомневаться, что по всему бывшему СССР польские диаспоры получать разнарядку провести мероприятия, приуроченные к этой трагической для поляков даты. И польются россказни о злобных москалях и т.п. околесица.

Помнится, кто-то из русских генералов той эпохи прослышал, что поляки всерьёз верят, будто он питается польскими младенцами. Генерал приказал строго-настрого не опровергать этих слухов, а, наоборот, распространять их, чтоб ещё больше нагнать на поляков страху, раз уж они верят в такие выдумки.

На выдумки поляки так и остались скоры. Именно по этой причине настоящая Россия и настоящие русские люди полякам почти неведомы, так как их образы потонули в мареве примитивных антироссийских штампов и русофобских клише.