Мороз и русские пилоты в боях под Москвой
Максим Купинов

Мороз и русские пилоты в боях под Москвой

У тех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны, зачастую возникает вопрос – как Красная Армия смогла перейти в масштабное контрнаступление в условиях господства противника в воздухе? Ведь летом 1941 года немецкая авиация добилась масштабного успеха и обеспечила себе господство в воздухе. Как же уже в декабре 1941 года советская авиация могла обеспечить успешное продвижение своих войск? Историк Алексей Федоров в книге «Авиация в битве под Москвой» утверждает: «Гитлеровский вермахт после триумфального шествия по Европе и временных успехов, достигнутых на территории Советского Союза, под Москвой потерпел тяжелое поражение, а его ВВС утратили господство в воздухе на московском (западном) стратегическом направлении». Но как и почему после всех успехов, достигнутых летом 1941 года, немцы начали терять господство в воздухе в битве за Москву? Что же произошло? По мере приближения к советской столице немецкой авиации пришлось иметь дело не только с советской фронтовой авиацией, но и с истребителями ПВО Москвы. Части 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, защищавшего московское небо, имели 352 боевых самолета. Кроме того, немцы слишком преувеличили свои летние успехи в борьбе с советской авиацией и часть сил перебросили на Средиземное море. За эту самоуверенность им пришлось дорого заплатить. Вот как немецкий историк Вальтер Швабедиссен в книге «Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.» описал начало перелома в воздушной войне: «На фронте стали появляться сильные авиачасти, оснащенные современными типами самолетов. Этот процесс шел медленно, по-разному и в разное время в различных районах, поэтому немецкие командиры не сразу стали осознавать, что они наблюдают общее возрождение ВВС. Рост сопротивления в воздухе стал особенно очевиден в районах наибольших боев – под Москвой, Ленинградом и Демянском. Три фактора благоприятствовали восстановлению советской авиации: а) большое количество летчиков уцелело, в то время как их техника была уничтожена на земле летом 1941 г., а также наличие больших резервов техники и личного состава во внутренних районах России и на Дальнем Востоке; б) эвакуация (несмотря на громадные трудности) авиационной промышленности на восток, где она оказалась недосягаемой для немецкой авиации; в) раннее наступление исключительно суровой русской зимы, которое нарушило все планы немцев по ведению воздушных операций и дало русским долгую передышку для реорганизации своих ВВС». Манера ссылаться на холода характерна для немцев, оправдывающих этим свои неудачи. Но надо признать, что определенные преимущества советским летчикам и техникам зима давала. Они были к ней более готовы, она была для них привычна. Швабедиссен пишет: «Технические характеристики советских самолетов позволяли русским выполнять боевые задания над полем боя, когда погодные условия делали полеты немецких истребителей практически невозможными … Советские истребители успешно действовали, когда небо было полностью закрыто облаками, и что они умело прятались в нижней части облаков, выскакивая оттуда для внезапных атак. Необходимо было обладать определенным опытом и вырабатывать особую осторожность для полетов в такую погоду... Установившаяся осенью 1941 г. плохая погода и еще более трудные зимние условия – снег, лед, сильные холода, плохая видимость и туманы – давали советским истребителям определенные преимущества. Для всех русских все это не было неожиданностью и они лучше приспосабливались к таким погодным «сюрпризам» - это относится как к авиации, так и к наземным службам… Советские истребители были чрезвычайно активны над полем боя даже в сильнейшие холода, когда для немецких истребительных подразделений проблемой являлась лишь попытка просто завести моторы. Нет сомнения, что советская сторона имела больший технический опыт запуска моторов самолетов в сильный мороз, и вскоре она обнаружила эту слабую сторону немецких истребителей. Поэтому отнюдь не редки были случаи, когда советские истребители-бомбардировщики атаковали немецкий аэродром в 9-00, тогда как немецкая группа с трудом могла подготовить два-три самолета к 11 часам утра». Пожалуй, именно способность взлететь, когда противник не может сделать этого из-за морозов, и явилась одним из факторов, обеспечившим успех советских ВВС в Московской битве. В дальнейшем советским летчикам предстояло научиться побеждать в любую погоду.