Идеология западнорусизма
Владислав Гулевич

Идеология западнорусизма

Духовно-политическое течение западнорусизма, как историко-идеологическое направление общественно-политической жизни, оставившее впечатляющий след в общерусской историографии, свою научно-концептуальную огранку получило в Северо-Западном крае Российской империи, куда на тот момент входили Белоруссия и часть Литвы. Главным постулатом западнорусской идеи было утверждение о едином этноцивилизационном происхождении русских (великороссов), украинцев (малороссов) и белорусов. И хотя западнорусизм получил своё развитие преимущественно на белорусской земле, своим культурно-идеологическим и политическим потенциалом он охватывает всю Западную Русь, к которой географически принадлежит не только Белоруссия, но и значительная часть Украины. В условиях назревшей необходимости приступить к дальнейшей реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве, некоторые их которых уже обрели осязаемые формы (Евразийский союз, Таможенный союз, ОДКБ), остро ощущается потребность в выработке общей идеологической базы, как фундамента интеграции евразийского пространства. Практика показывает, что национал-партикуляристский подход в таких случаях служит помехой, но не катализатором сближения бывших советских республик. Это прослеживается даже в отношениях восточнославянских государств – России, Украины и Белоруссии. Единственной идеологией, которая способствовала бы укреплению российско-украинско-белорусских связей на всех уровнях, от гуманитарного до политико-экономического, является западнорусизм. Почему же именно западнорусизм способен выполнять здесь базисную роль? Во-первых, основные постулаты западнорусизма отражают реальные исторические факты становления трёх ветвей одного народа – великороссов, малороссов и белорусов. Известно, что до 1917 года слово «русский» было политонимом – названием всех подданных Российской империи вне зависимости от их этнической составляющей. В старых исторических документах можно встретить формулировки «русский якут», «русский бурят», что с позиции сегодняшней языковой практики выглядит странно. Тем не менее, только после 1917 г. значение слова «русский» было умышленно сужено, а в официальный обиход по национально-политическим мотивам введено название «украинцы», как пусть и братского, но всё же отдельного от великороссов народа. При этом западнорусская идея не отказывает в существовании ни украинцам, ни белорусам. Она лишь подчёркивает целесообразность сохранения общей исторической памяти, и призывает не абсолютизировать местную этническую самобытность в ущерб общему делу. Поскольку и украинцы, и белорусы суть западная ветвь общерусского народа, постольку украинская и белорусская культура, украинский и белорусский языки суть составные элементы общерусской культуры. Во-вторых, духовно-цивилизационным базисом западнорусской мысли является Православие и ойкумена общерусской культуры, которая есть общее творение великороссов, малороссов и белорусов. Когнитивно западнорусизм охватывает природные границы современных России, Украины и Белоруссии, но его средоточием, «месторазвитием», если употреблять фразеологию первых евразийцев 1920-х гг., были этнические великорусские, малороссийские и белорусские земли. Не случайно на ниве дореволюционной западнорусской мысли трудились видные представители всех трёх ветвей одного народа: Пётр Бессонов, Александр Миловидов, Алексей Сапунов (Россия), Евфимий Карский, Михаил Коялович, Константин Харлампович (Белоруссия), епископ Георгий Конисский, Ксенофонт Говорский, митрополит Иосиф Семашко (Украина). Но, если в современной Белоруссии история западнорусской мысли обретает второе дыхание, появляются на эту тему многочисленные публицистические и научные работы, проводятся историко-просветительские мероприятия, то Украину на данный момент можно считать местом, где не наблюдается западнорусских мотивов ни в научном, ни в официально-политическом дискурсе. Интеллектуальному наследию западнорусизма и его исторической эволюции посвящаются лишь отдельные материалы публицистического характера, и, как правило, не в самых массовых изданиях. Обширный пласт истории Украины остаётся в тени, неведомый широкой публике. А, между тем, одним из авторов основополагающих идей западнорусизма принято считать епископа Георгия Конисского (1717-1795), выходца из украинского казачьего рода, выпускника Киевской духовной академии, позднее – архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского. В 1862 году владыка Георгий в числе других исторических личностей был изображён на барельефе памятника 1000-летия России, возведённого в Новгороде. В 1993 г. Георгий Конисский был причислен к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, что придаёт ещё большую значимость его идейным наработкам. Идеи западнорусизма отстаивал архиепископ Литовский и Виленский Иосиф Семашко, при котором состоялось массовое возвращение униатов в лоно Православия. В-третьих, в истории Украины был «свой» западнорусизм – карпато-русское (оно же галицко-русское) движение, история которого насчитывает около 200 лет. Толчок для развития культурного русофильства в Закарпатье, Галиции и Буковине дала просветительская деятельность подкарпатских интеллектуалов, эмигрировавших в начале XIX века в Россию, и там сблизившихся со славянофильским течением – Василия Кукольника, Ивана Орлая, Юрия Венелина, Михаила Балудянского. Их творческая активность способствовала знакомству западно-украинского населения с русской культурой и русским языком. Его сходство с карпатскими говорами настолько бросалось в глаза, что дало основания галицким русофилам провозгласить русский язык наиболее чистой и грамматически правильной формой местных диалектов, которые тоже назывались «русскими». В силу определённых исторических обстоятельств земли, где зародилась карпато-русская мысль, долгое время находились под властью иноземных держав (Польша, Австро-Венгрия, Чехословакия), что не способствовало сбережению формата общерусского мышления у местного населения, а последний ярким представителем карпато-русского движения называли западно-украинского писателя Ярослава Галана (1902-1949). Было бы крайне неблагодарно предавать забвению огромные по своему политическому значению и интеллектуальной глубине труды представителей карпато-русского движения в области политики, истории, языкознания, правоведения, драматургии, богословия, литературы, педагогики, этнографии. В-четвёртых, и это, наверное, самое главное, было бы ошибкой рассматривать западнорусизм в отрыве от современных геополитических реалий. Они таковы: международном дискурсе всё чаще встречается термин «многополярность». Под ним понимается безудержное движение современного мироустройства от однополярной модели, когда гегемоном является одно государство, в данном случае, Соединённые Штаты, к модели многополярной, при которой правомочность доминирования Вашингтона ставится под сомнение, и провозглашается право других государств (России, Бразилии, Китая, Индии) участвовать в принятии судьбоносных решений. На появление идеи многополярности западная геополитическая мысль среагировала моментально, предложив модель мультилатерализма, т.е. многосторонности, как альтернативу многополярности. Мультилатерализм – это тот же однополюсный мир, только под другим ракурсом. Мультилатерализм – это концепция, в соответствии с которой США делятся полномочиями со своими союзниками, и только с ними. Вашингтон соглашается дать большую свободу Лондону, Парижу, Риму, Варшаве, но отказывает в этом Минску, Киеву или Москве. Идеология белорусского и украинского национализма пропагандирует включение Минска и Киева в систему мироустройства, зиждущуюся на мультилатерализме (присоединение к ЕС, морально-политическая ориентация на США и т.д.). Западнорусизм предлагает иной путь – подключение к полюсу силы, выступающему за многополярность (Россия). Белорусский и украинский национализм, как идеологии разъединения, а не консолидации западной части евразийского пространства – это стратегический инструментарий Pax Americana (Американского мира), однополярного мироустройства. Универсум (universum) – мир, вращающийся вокруг единственного полюса, противоположен плюриверсуму (pluriversum), миру, где таких полюсов несколько, и где шансов на единоличное правление практически нет. Поэтому, вольно или невольно, западнорусизм несёт в себе геополитическое наполнение, соответствующее многополярному мироустройству – плюриверсуму. Это заметно по пространственно-политическим характеристикам взаимоотношений западнорусизма и оппонирующих ему националистических идеологий. Не западнорусизм выходит за границы общерусской ойкумены, а, напротив, западное влияние, выражаемое в присутствии польского культурно-политического воздействия, проникает в границы евразийского пространства. Не западнорусизм стремится «оттащить» на себя территориальные куски западной ойкумены, а Белую Русь и Малороссию стремятся «приклеить» к Западу. Западнорусское влияние не пересекает западных рубежей Евразийского союза. Западное влияние переваливает за белорусскую и украинскую границу и стремится двигаться дальше вглубь и ширь. Стратегически западнорусизм не атакует, а обороняется. В роли идеологически атакующего выступает Запад. Белоруссия и Украины – самые западные регионы Русского мира, которые вплотную соприкасается с восточными рубежами западной ойкумены. В соответствии с теорией мультилатерализма Минску и Киеву привилегий не положено. В системе международных отношений им отводится строго подчинённая роль. Поэтому западнорусизм, в силу географического фактора, находится на передовой идеологического фронта. Резюмируя, укажем, что западнорусизм следует трактовать обширно, как общую идеологию для Белоруссии и Украины, как локальное ответвление славянофильского течения, давшего имена Аксаковых, Хомякова, Киреевского, Самарина. Галицкое русофильство, западнорусизм и русское славянофильство – суть три ветви одного корня, причём галицкое русофильство можно отнести к проявлениям западнорусизма, приобретшим собственную локальную специфику в границах Западной Украины. Возрождение интеллектуального наследия западнорусизма, как цементирующего элемента Русского мира, ознаменует собой духовно-идеологический переход от соглашательства в рамках однополярной системы международных отношений к возобновлению давних исторических связей с Россией с признанием правомочности за многополярным мироустройством.