Еврейский вопрос
Василий Диденко

Еврейский вопрос

Когда речь заходит об истории Западной России (Малороссия, Белоруссия), в памяти всплывают многочисленные факты польско-русского противостояния. Это противостояние было не столько этническим, сколько конфессионально-цивилизационным. Это была борьба латино-поляков с русско-православными. Русскими себя считали тогда не только современные белорусы и западные украинцы, но и все, принадлежавшие вере Православной: молдаване, православные литовцы и т.д. К поляками себя относили не только этнические ляхи, но и белорусы-католики, и их западноукраинские коллеги римского исповедания. Но была в этнической мозаике Западной Руси ещё одна группа населения – евреи. К XVIII-XIX векам на территории Речи Посполитой еврейское население составляло значительную часть. Гонимые из Испании и Португалии, Франции и Германии, евреи двигались на восток, оседая в ближайших странах. Так постепенно они оседали и в Польше и захваченных ею землях – Белоруссии и Малороссии. Особенно много их было в Белоруссии. Нездоровый сырой климат, обилие болот и топей не позволяли появиться в Белоруссии такому явлению, как малороссийское запорожское казачество. Негде было прятаться белорусскому крестьянину от польских преследований. Часто поселения белорусов состояли из трёх-пяти изб, и чтобы дойти до ближайшей деревни, нужно было преодолевать плавни, болотистые перелески, лесочки, топкие кочки. Даже чтобы собраться быстро в единую команду, белорусским крестьянам, разбросанным по кочкам да лесочкам, пришлось бы преодолеть пару десятков километров, а то и больше. Поляки этим пользовались, и легко давили распылённые очаги белорусского сопротивления в самом начале. Если в Малороссии евреи регулярно подвергались прессингу со стороны запорожцев, то в Белоруссии такого не было. У белорусских крестьян редко доходили руки до них. Слишком безнадёжное было это дело – восстание против панов-латинян. Евреи здесь умело вписались в существующую социально-общественную картину, заняв промежуточное положение посредников между шляхтой (поляки) и холопами (белорусы). Заносчивые польские шляхтичи, презирая простой народ, считая за позор физический труд, оказались в сложном положении после отмены русским царём крепостничества на землях, захваченных ранее Речью Посполитой – Белоруссии и Малороссии. Если раньше крестьяне были в полном подчинении у шляхты, то теперь ликвидировалась сама причина такого классового расслоения. Крестьяне получали волю. Теоретически это могло привести к сближению крестьянского и шляхетского сословия. Этого паны боялись пуще огня. Напыщенные и напичканные бестолковыми стереотипами польского аристократизма, некоторые из них предпочитали влачить полунищенское существование, но «не опускались» до физической работы. Паны с ужасом наблюдали, как сокращалась классовая дистанция между ними и бывшими холопами. И тут спасение панству нашлось в еврействе. Евреи издавна были ступенькой между панами и крестьянами. Евреи с готовностью нанимались к панам на должности экономов, смотрителей, контролёров. Экономические рычаги находились в их руках. Еврей угнетал крестьянина, чтобы бодро отрапортовать пану об экономических успехах в его владениях. Пан давал указания еврею, и тот начинал давить крестьян, выбивая из них всё, чего требовало польское сумасбродство. С устранением крепостничества некоторые крестьяне умудрялись перейти в сословие мещан. Но превращение холопов в мещан!.. Что может быть ужасней для шляхетского сознания? Шляхте нужна была упругая прослойка между собой и крестьянами, которую бы крестьяне не смогли перепрыгнуть. Торгово-рыночные отношения и баланс экономических отношений способствовал тому, что этой прослойкой стали евреи. Они, сидя сверху крестьянства, и держа в руках торговые нити, сводили к мизеру шансы бывших крепостных вырваться из порочной бедности. Как указывал в своих произведениях Михаил Осипович Коялович, даже если бы не было евреев, поляки бы слепили промежуточное сословие из кого угодно – немцев, цыган, но только не русских. Полякам нужна была на этом месте такая группа населения, которая бы разительно отличалась и от шляхты, и от холопства. На эту роль не подходили литовцы, которых поляки держали за недалёких язычников, обретших истину католической веры только благодаря цивилизованной Польше. К тому же, тогда среди литовцев ещё встречались православные (до крещения в католичество Литва была практически вся православной) или католики, пока ещё не сильно прикипевшие к латинской вере. Но на эту роль идеально подходили евреи. Держась особняком и от католической шляхты, и от православного крестьянства, исповедуя свою иудейскую веру и живя закрытой кагальной корпорацией, евреи не сливались ни с теми, ни с другими. И слиться не могли. Но оставались жёсткой мембраной между латинянами и православными, препятствуя экономическому оживлению последних. В наше время говорят: большой бизнес с властью никогда не воюет. А в те времена размеры большого бизнеса были скромнее, чем сегодня, в эпоху турбокапитализма. Поэтому евреи предпочитали не воевать с панами, не биться ради какой-то им непонятной русской свободы, а сидеть спокойно и зарабатывать свой хлебушек. Евреи оставались лояльными и к полякам (если жили под их властью), и к русским (если жили на территории Российской империи). Когда западнобелорусские земли переходили из рук в руки, из рук в руки переходила и еврейская лояльность. Ведь бизнес с властью не воюет. Евреи превратились в средство подавления экономической и социальной свободы западнорусского крестьянства, которого участь и после отмены крепостничества оставалась незавидной. Панам были выгодны евреи (позволяли давить вольнонаёмных крестьян). Евреям были выгодны паны (позволяли держать в своих руках управление торговлей, ремёслами, пользуясь бесправностью крестьянства). И панам, и евреям было хорошо и удобно. Кому-то лучше, кому-то хуже. Но хуже всего было западнорусскому крестьянину, на которого давила мощнейшая административная машина латинской Польши и хитроумные сплетения еврейской предприимчивости. По этой причине и подвергались евреи всегда наказаниям во время антипольских восстаний. Для западнорусского человека того времени поляки и евреи выглядели союзниками. Жгли мужики панские усадьбы, вешали и резали панов. А рядом вешали и резали евреев, и разрушали их корчмы да жилища. Часто ведь еврей жил у пана под боком (делали-то одно дело вместе). Доставалось и пану, и еврею. Но затихало восстание, наказывались смертью виновные. Выходил еврей из убежища и принимался за старое. Оттого и держалась в Западной России такая неистребимая антипатия не только к полякам, но и к еврейству. Иллюстрация: Рыбак Иссахар Бер «Ортодокс»