Рынок может жить при плане
Сергей Небренчин

Рынок может жить при плане

Недавно на очередном заседании «Меркурий-клуба» – сообщества при Торгово-Промышленной Палате РФ – обсуждалась проблематика государственно-частного партнерства по освоению Дальнего Востока и Байкальского региона. Как известно, в структуре правительства появилось министерство по развитию Дальнего Востока, подготовлен законопроект о создании Госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время на повестке «Меркурий-клуба» при ТПП РФ, который состоится в июне, другая актуальная тема: «Перспективы изменения структуры российской экономики». По данной проблематике рассуждает доктор исторических наук, профессор Сергей Небренчин. В условия, когда мир вновь оказывается перед угрозой глобального кризиса, необходим поиск адекватных шагов в экономической сфере. Прошедшие десятилетия рыночных реформ убедительно свидетельствуют о том, что процесс реструктурализации экономики должен носить комплексный характер и нацелен на формирование предпосылок и условий устойчивого развития государства и общества. Сегодня на передний план выходят вопросы реиндустриализации страны, достижения лидерства в научной сфере, воспроизводство современного кадрового потенциала, социальная обеспеченность граждан. Основные направления экономического обновления важно переориентировать на инновационное развитие, реиндустриализацию страны, участие во взаимовыгодном международном разделении труда. В концептуальном плане сегодня уже приходит осознание того, что рыночное и плановое начала экономики не должны противопоставляться друг другу, а выступать в качестве двух органически связанных между собой подсистем. При этом рыночная составляющая включает в себя большей частью мелкий и средний бизнес, а планирующая регламентирует преимущественно деятельность крупных корпораций. Такой подход практически полностью устраняет какую-либо конкуренцию между двумя подсистемами единой экономики за рынки сбыта и покупателей, вопреки расхожим утверждениям об их жестком противоборстве, как движущем факторе экономического развития. Структура государственного макроэкономического управления должна строиться с учетом задач демографически обусловленных потребностей, природно-климатической и экологической обусловленности, особенностей хозяйственной инфраструктуры страны, быть восприимчивой к научно-техническому процессу, отвечать требованию гибкости и адаптивности к меняющейся техносфере. Важно также кардинально пересмотреть отношение к деньгам, образующим «кровеносную систему» экономики, отказаться от нынешней практики приспособленческого отношения субъектов экономики и бизнеса к кредитно-финансовой системе. Назрела необходимость в восстановлении властно-управленческого подхода государства к финансово-экономической сфере. В целом, государственность может и должна служить интересам общества, в целях устойчивого поступательного развития координировать деятельность крупных корпораций на уровне «планирующей подсистемы» и малого и среднего бизнеса – «рыночной». В нынешних условиях особую актуальность приобретают взгляды крупнейшего русского ученого А.В. Чаянова на развитие сельского хозяйства, который еще в сталинские времена предупреждал о необходимости «деурбанизации» страны и возрождении русской деревни в неразрывной связи с современными технологиями, нуждами обороны и внешней политики. В настоящее время проблемы расселения мегаполисов и возрождения деревенской инфраструктуры, реструктуризации экономики, равномерного развития народно-хозяйственного комплекса по всей территории страны, изменения налоговой политики в пользу регионов выходят на повестку дня и требуют незамедлительного разрешения. В данном контексте реализация планов расширения Москвы, которая сегодня выступает источником перманентной политической нестабильности в стране, не позволит провести необходимую реструктуризацию российской экономики, не решает проблемы справедливого и эффективного перераспределения властных, финансово-экономических, фискальных, информационных, социально-культурных и других полномочий и функций в пользу регионов. Следовательно, актуальность переноса столицы и обустройства федерального центра власти в другом регионе России не снимается с повестки дня и требует своего незамедлительного рассмотрения. Как показывает мировой опыт, для осуществления неоиндустриального рывка недостаточно только обширной территории богатой природными ресурсами, необходимо наличие населения в пределах 250-300 млн. чел. Поэтому развитие Таможенного союза на постсоветском пространстве приобретает особое значение. Это геополитическое образование, экономическим ядром которого призван стать мощный военно-промышленный комплекс, сможет стать субъектом реализации современной программы неоиндустрилизациие и создания экономики устойчивого развития в эпоху глобальных вызовов и угроз.