Лишить белорусов веры отцов
Петр Розживин

Лишить белорусов веры отцов

Территория Белой Руси густо полита русской кровью. Белорусы, западная ветвь общерусского племени, оказались лицом к лицу с политико-экспансионистской махиной Запада, с которой им пришлось бороться не один раз. Борьба эта шла с переменным успехом, и затрагивала все аспекты жизни западнорусского населения, в том числе и духовные. Необходимым условием для того, чтобы вытравить из белоруса русскость, был переход белоруса из православия в католичество. На окатоличивание западнорусских земель Запад ресурсов не жалел. Проводилась эта политика, преимущественно, руками поляков – неистовых католиков, одержимых идеей своей цивилизаторской миссии на востоке. Белорусский народ сопротивлялся, как мог. Где-то пассивно, когда не хватало сил. Где-то активно, как это было во время польских восстаний 1830, 1861 годов, когда крестьяне помогали царским войскам выслеживать повстанцев, и даже принимали участие в нападении на их базы. Но мягкость российского правительства, порой великодушно прощавшего поляков, иногда оборачивалась серьёзными проблемами. Как только бузотёры понимали, что карающая длань государева прошла мимо, они тут же принимались за старые делишки – насмехались над православной верой, восхваляли католичество, выказывали своё презрение к белорусам и ненависть к великороссам. В те годы Ватикан «обрабатывал» белорусов не только католичеством, но и униатством. Белорус-униат – это уже на 50% поляк. Поэтому униатство служило верным инструментарием по переделке западных русских в поляков. Не случайно из уст белорусской оппозиции сегодня раздаются хвалебные оды в честь католичества и униатства. И вовсе не случайно наделала шуму в Белоруссии идея Белорусской Православной Церкви канонизировать митрополита Иосифа Семашко (1799-1868). Дело в том, что Иосиф Семашко был неординарной личностью, и делом своей жизни считал воссоединение униатов с православием. Сам Иосиф Семашко был униатским священником (позже он примет православное крещение), но выступал за делатинизацию греко-католической церкви и сохранение того, что было у неё общего с Православием. Этим он стремился напомнить белорусским униатам, что когда-то они были православными, и призвать их к постепенному возврату в лоно православной церкви. И, благодаря усилиям владыки Иосифа, многие униаты воссоединились-таки с Православной церковью! И не только в Белоруссии, но и в Малороссии! Более полутора миллионов (!) униатов приняли православное крещение! Этого антирусские силы ему не могут простить до сих пор. Так, на оппозиционном сайте «Хартия 97» опубликована порочащая митрополита Иосифа статья «БПЦ предлагает сделать святого из ликвидатора униатства в Беларуси», где откровенно поливается грязью сам митрополит, и Православная вера. Авторы статьи намекают, что истинной верой белорусов является никак не Православие, а униатство и римо-католичество. Униатами, по их словам, «150 лет назад было не менее 80% населения белорусских губерний». Более того, белорусы должны быть верными греко-католиками, поскольку «едва ли не каждый белорус имеет таковых среди своих предков, поскольку к концу ХVIII века униаты составляли не менее 80% населения. Возникновение церковной унии православных Речи Посполитой и Рима в 1596 году стало ответом на извечный белорусский вопрос о выборе между Востоком и Западом. Униатская церковь признала верховенство Папы Римского и католические догматы, но сохраняла православную обрядность и обычаи. Таким образом, примирялись вызовы европейской культуры и древние традиции, а также давался “наш ответ” созданию Московского патриархата в 1589 году в перманентно враждебном государственном образовании – Московском княжестве». И ни слова о том, как загонялись белорусы в униатство, какие иезуитские методы применялись польской администрацией – от запугивания и насилия до экономического шантажа. Православие просто вытравливали из белорусов, грозя карами и бедами. Многие вынужденно подчинились. Но, будучи греко-католиками, не порывали духовной связи с Россией. Об этом говорят и данные о числе униатов, перешедших при Иосифе Семашко в Православие. Недавно увидела свет книга протоиерея Александра Романчука «Митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение» . Выданная мизерным тиражом, она уже стала объектом нападок со стороны белорусских оппозиционеров. Да и как иначе, если с первых же строк, обращаясь к читателю, протоиерей Александр пишет: «В начале XXI в. имя митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) известно лишь узкому кругу специалистов-историков. Между тем это одна из самых значительных фигур в конфессиональной истории Беларуси. Рожденный в униатстве, получивший польское воспитание и католическое богословское образование, митрополит Иосиф нашел путь спасения в Православии, и оставшуюся часть жизнь посвятил его возрождению в нашей стране после многовекового господства латинства… Заключение церковного союза с Римом было встречено православными с возмущением и вызвало сильное сопротивление, доходившее до кровавых столкновений. Только благодаря мощной поддержке правительства Речи Посполитой, жестоко преследовавшего православных, уния смогла распространиться и ко второй половине XVIII в. занять господствующее положение. Наступление католицизма и введение унии существенным образом повлияли на естественное развитие белорусского народа. С конца X в. наши предки строили жизнь на основании православного вероучения и благочестия. Они достигли больших высот в духовной и материальной культуре, создали свои народные традиции. Трагическим следствием вытеснения Православия из их жизни стала потеря западнорусским обществом средневековой культурообразующей элиты – аристократии, дворянства и шляхты. Белорусская знать покинула свою церковь и перешла в костел. Она сделала это отчасти под давлением правительства, дискриминировавшего православных, чтобы не потерять сословные привилегии, отчасти увлеченные идеей превосходства польской культуры и римской веры. Их примеру последовали зажиточные горожане, желавшие сохранить положение, материальное благополучие и «идти в ногу со временем». Этот процесс наметился в XVI в., и принял катастрофические размеры после заключением унии. В костелах белорусские «лучшие люди» быстро теряли свою национальную самоидентификацию. Уже во втором поколении они забывали родной язык, слабо помнили о своих корнях, отождествляли себя с поляками и считали оскорблением напоминание, что они не природные поляки. Уход в католицизм и этническое ренегатство средневековой элиты лишил белорусов политической, интеллектуальной и экономической силы, сделал белорусскость достоянием лишь крепостной крестьянской массы и беднейших слоев шляхты и мещан. В то же время надо признать: уния за все время своего существования не сумела превратить наших предков ни в настоящих католиков, ни в костельных поляков, т.е. ее миссия оказалась провалена»… Остаётся только сожалеть, что крайне интересная и познавательная работа протоиерея Александра не вышла более массовым тиражом. Актуальность этой книги в наши дни ни у кого не вызывает сомнения. Мы знаем, что на белорусских землях идёт идеологическая война, где наступающей стороной является Запад, предлагающий белорусам католичество римского обряда, униатство и прочее, лишь бы лишить их веры своих отцов – Православия. «Я с детства имел… душевное влечение к России и всему русскому…, - говорил позже митрополит Иосиф. - Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом – вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа… Пламенное усердие к этому делу в течение 12 лет постигло все мое существование».