«Предай» врага своего
Максим Купинов

«Предай» врага своего

Польские средства массовой информации и политические деятели с маниакальным упорством напоминают нам о том, как в августе-сентябре 1944 года Красная Армия не помогла бойцам польской Армии Крайовой, поднявшим восстание в Варшаве. Поляки утверждают, что советские войска нарочно не помогли восставшим, предали их.

Отечественные историки и политики обычно ссылаются на то, что Красная Армия просто не могла этого сделать, не хватало сил. Да, это верно. Наши войска в ходе операции «Багратион» разгромили в Белоруссии группу армий «Центр», понесли тяжелые потери, нуждались в отдыхе, пополнении, ремонте техники, подвозе горючего и боеприпасов.

Но, может, вопрос надо ставить совсем по-другому? А с какой вообще стати Красная Армия должна была спасать Армию Крайову, занимавшую в отношении советских войск откровенно враждебную позицию?

Свидетельства участников войны вполне однозначны.

Если раньше такого рода высказывания проходили цензуру, редактировались в соответствующем идеологическом смысле, то у тех, кто дожил до наших дней, есть возможность говорить свободно. Конечно, есть воспоминания о совместных боях, о том, как встречали освободителей, о настоящей дружбе.

Но при этом и постоянное недоумение: почему это на улицах польских городов было так много молодых мужчин, которые предпочитали спекулировать в тылу (об одном из таких «героев» – фильм Анджея Вайды «Пепел и алмаз»), вместо того, чтобы воевать. Но есть вещи и пострашнее...

У многих фронтовиков сохранились воспоминания о товарищах, убитых из-за угла, о нападениях всё той же Армии Крайовой на красноармейцев, следующих поодиночке или небольшими группами.

И непонятно, почему при этом постоянно повторяется фраза: «Красная Армия предала Армию Крайову». Предают друзей, предают союзников. Но предать того, кто убивает твоих солдат и офицеров, совершенно невозможно. Невозможно предать врага.

Вот отрывок из воспоминаний Бориса Рапопорта, в годы войны летавшего штурманом на По-2, знаменитом «кукурузнике»: «…Есть на моей памяти несколько вылетов, когда бомбить летели не по направлению к немецкой передовой, а в наш тыл. Летом 1944 года боевики польской Армии Крайовой вырезали в городе Минске-Мазовецком наш госпиталь, убив 200 раненых и весь персонал. После нападения поляки укрылись в лесу, войска по охране тыла фронта не могли их «выкурить» оттуда. Вот нас и привлекли к войсковой операции – бомбить этот злополучный лес».

200 раненых и весь персонал (а в госпиталях он по большей части был женским). Может, панове опять будут возмущаться, почему это боевые товарищи перерезанных в госпитале не стали спасать Армию Крайову…