Кризис мировоззрений

Кризис мировоззрений

В настоящее время продолжается обсуждение проекта закона «Об образовании». Дискуссия выявила такой важный аспект формирования современной образовательной системы, каким является вопрос конвергенции естественных, «точных» и гуманитарных знаний. 3 апреля в Москве в РАН начала свою работу Всероссийская научная конференция «Гуманитарные и естественные науки: проблемы синтеза». Актуальность проблематики Хорошо известное изречение «кто владеет информацией, тот правит миром» никогда в истории человечества не теряло своей актуальности. Национальные и мировые элиты во все времена ревностно опекали научную и образовательную сферы, предоставляя доступ к познаниям основ мироздания избранным и, не допуская, широкие слои населения. Глубокие и всесторонние метафизически знания фактически наследовались из поколения, позволяя элитам сохранять свою власть над государствами и народами. Кроме того, в истории развития культуры человечества к разделению знаний привели метрологическая состоятельность естествознаний и точных познаний. В то время как гуманитарные отрасли познаний до настоящего времени мало задумываются о метрологической обоснованности исследований, что изначально переводило философию, историю, социологию и др. в разряд неточных «профанических» знаний. Однако в мировой истории лишь вовлечение в орбиту глубинных познаний широких масс открывала странам и цивилизациям дорогу к подлинным научным достижениям и открытиям, приводило к процветанию государств и народов. Вместе с тем, чтобы не утратить своих властных позиций элиты последовательно вели дело к расчленению областей познаний, предназначенных для выходцев из масс. Так, в культурной, духовной, научной и образовательной сферах сложились направления гуманитарных, естественных и точных познаний. В результате выходцам из народа – представителям так называемых «профанических» наук для понимания всей глубины основ мироздания чаще всего не хватало знаний математики, физики, химии, биологии и т.д., и наоборот, представителям естествознаний и точных наук – философии, истории, социологии и др. Например, СССР, где в предвоенный период и после многие выходцы из народа стали получать широкий доступ к знаниям, и в результате началось возрождение государства и общества, власти, тем не менее, в образовательной и научной сферах искусственно членили и регулировали обучение, особенно, в высшей школе и исследовательской деятельности. И только на следующем этапе в результате строгого отбора выпускники преимущественно технических и естественных вузов, хорошо зарекомендовавшие себя на практической работе, попадали в партийные и другие элитные учебные заведения, где предполагался синтез гуманитарного, естественного и «точного» образования. Таким образом советская элита регулировала свое воспроизводство и достаточно долгое время обеспечивала преемственность власти. Однако обострение внутриэлитной конкуренции в 70-80-х гг. прошлого столетия, которая протекала не без негативного вмешательства извне, привело к известному политическому кризису и распаду СССР. Еще более закрытой сложилась научно-образовательная система в ведущих странах Запада, где отбор и продвижение в элитные круги строго регламентировано и ограниченно целями глобального доминирования США и их ближайших союзников по блоку НАТО. В настоящее время в России последовательно насаждаются западные ценности образования, предполагающие рекрутирование в высшие властные эшелоны преимущественно ставленников Запада и, прежде всего, выпускников американских и европейских вузов. Одновременно идет коренная перестройка подготовки кадров в российских вузах. Она имеет целью дальнейшее расчленение, упрощение и примитивизацию всей образовательной сферы. При этом решаются задачи: уменьшения общего уровня образованности всего населения страны; ограничения возможностей российских выпускников на равных конкурировать с иностранными специалистами; создания препятствий для продвижения во власть выходцам из народа, вхождения их в элитные группы. Такого рода образовательная политика встречает протест в обществе. В последние годы предпринимаются шаги во властных структурах по преодолению кризиса мировоззрений, который поразил современное российское общество, научную сферу и образование. Обсуждение вопроса синтеза и конвергенции гуманитарных, естественных и точных знаний, является одним из эффективных направлений возрождения традиционной школы подготовки передовых научных и профессиональных кадров. Метафизика и светские науки В рамках современной мировой науки любое утверждение остается чисто гипотетическим, в то время как метафизические постулаты и сакральные познания, проистекая в качестве безусловных следствий из эволюции биосферы, постигаемых при помощи интеллектуальной интуиции, а значит, строго и однозначно, обладают совершенно иным, абсолютно достоверным характером. Как известно, метафизические и сакральные доктрины стояли у истоков построения большинства древнейших цивилизаций. На их основе складывались и развивались вторичные или частные реалии эволюции этносов и народов. Такой подход характеризовал не только систему социальных традиционных институтов, но и предопределял иерархию наук, искусств, религиозных представлений, которые и в древних цивилизациях рассматривались как продолжение или отражение, так называемых, абсолютных принципиальных знаний. В то же время каждая традиционная цивилизация имела свои особые разновидности знаний и представлений сакральной науки, что было обусловлено всей совокупностью обстоятельств, связанных с особенностями циклического периода исторического генезиса конкретного «ландшафтного» народа, спецификой его метафизического мышления и стереотипом поведения. Так, в частности, такие мировые традиционные цивилизации ведического происхождения, как конфуцианская, японская, индуистская, восточно-христианская, иудейская и другие аккумулировали в себе особенности синтеза как натуралистических, так и субъективистских ценностей исторического развития конкретных народов земли. В традиционных цивилизациях к единству понимания мира народы шли тремя основными путями: через религию, искусство, науку, стремясь сохранить и отразить в мировоззренческом плане триединство природной сущности человека (дух, душа и тело). Особняком стоит исламская цивилизация. Она вобрала в себя и сугубо коранические ценности, имеющие ведическое начало, и ближневосточное аврамическое наследие и влияние. И сегодня исламские регионы активно вовлекаются в орбиту потребительских материальных ценностей, исповедуемых и продвигаемых Западом. Между тем, западно-христианская (технологическая) цивилизация аврамического метафизического корня дальше всех «отдалилась» от системы природных знаний и представлений. Дело в том, что изначально она складывалась, прежде всего, как субъективное отражение своего географического положения, была нацелена исключительно на технологический прогресс, богоборчество, создание общества потребления и наслаждений, покорение и подчинение себе Природы. В результате современные познания о мире здесь имеют отношение к сакральным знаниям лишь с точки зрения естествоиспытаний и знаний точных наук. Сегодня на Западе современные научные подходы всячески стремятся утвердить независимость наук, в том числе и друг от друга, а сакральная наука базируется на основополагающих метафизических принципах, с которыми светские учения соотносятся как частные приложения. Причиной такого положения дел в современной науке также является нарастание дисбаланса человеческой двойственности. Научные исследования в своем большинстве бывают связаны с чувственным мироощущением, миром материи и нацелены на удовлетворение либо интересов потребления, либо обусловлены идеологическими соображениями, геополитическими и политическими целями. По этой причине современная гуманитарная «профаническая» область человеческих знаний ограничена нижним уровнем реальности бытия и практически не имеет связи с трансцендентной истиной. В то же время в сфере естественных наук имеется немало исследований, где ученые выходят за рамки научной отрасли знаний и стремятся к всеобъемлющему толкованию жизни на Земле в контексте законов Природы. В сфере общественной мысли процесс поиска путей реабилитации, преданных забвению трансцендентных принципов и традиционных учений сакральной науки стал активизироваться по мере осознания отдельными людьми, политическими и религиозными организациями всей пагубности господствующих сегодня в мире тенденций развития земной цивилизации. Глобальный мировой кризис, который сегодня вызван феноменом неограниченного расширения производства и потребления, еще больше обнажил сущность глобального противоборства двух векторов исторического развития человечества. В настоящее время как никогда раньше стало очевидным, что спасение и выживание человечества не может лежать на путях безудержной гонки потребления и получения наслаждений. Вместе с тем нельзя отрицать, что современный мир един и целостен в геополитическом и сакрально-мифологическом плане. Несмотря на очевидную противоположность друг другу демократического Запада и традиционного Востока, «богатого» Запада и «бедного» Юга, будущее планеты возможно только на условиях гармонизации интересов модернизации, с одной стороны, и сохранения традиций и самобытности народов, с другой. По мнению многих ученых-метафизиков, сакральные знания и представления, развитые и обоснованные в тесном взаимодействии с современными гуманитарными, естественными и точными науками, позволяют понять метафизические основы мироустройства. Сакральные знания – это ключ к пониманию нового витка циклической эволюции планеты, метафизических основ мироздания, благодаря которым современная наука сможет развернуться от расчленения тела Природы и уничтожения человечества к синтезу, народы – от разъединения к объединению, религии – от вражды и многобожия к триаде Человек — Природа — Космос. В свете вышеизложенного в современном мире особую актуальность приобретает вопрос «слияния» в единое органическое целое науки, религии, искусства и общественной мысли, синтез и конвергенция гуманитарных, естественных и точных знаний. Синергетический эффект конвергенции В целях повышения «точности» гуманитарных знаний важно решить задачу метрической состоятельности отрасли, и, в частности, введение объективной и субъективной метрики мироздания; восстановление адекватности реальной действительности и миропонимания индивида; нейтрализация виртуальных представлений; создание и развитие эталонной базы. Применительно к экономической сфере познаний, которая в истории нередко тесно примыкала к политической практике и гуманитарной области, выступала инструментом обслуживания корыстных интересов политических элит, необходимо также развивать метрическую состоятельность научной теории. От глубины и качества экономического образования напрямую зависят уровень профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства страны и, как следствие, состояние национальной экономики, уровень обороноспособности, социально-экономическое положение населения в стране. Решая задачу появления принципиально новой всеобщей экономической теории, адекватной вызовам и угрозам современности, необходимо определиться с целями экономики на основе ее синтеза с социологией и мировоззрением, увязать вопросы развития бескризисной экономики и экологической безопасности, а также законы природного Бытия с социальной деятельностью Человека. Кроме того, важно ввести в экономику метафизические сущности, все ипостаси проявления Бытия (материальные и духовные, рациональные и иррациональные, реальные и виртуальные, циклы и др.). Как известно, в настоящее время экономика определяется как сфера деятельности по производству предметов потребления для удовлетворения потребностей человека. В то время как назрела потребность в создании и развитии экономики, призванной обеспечивать воспроизводство счастливого и гармоничного человека в его общественно значимом деле, а также – предметов удовлетворения его нормальных материальных, социальных и духовных потребностей. Главное назначение метафизики, как инструмента синтеза и конвергенции гуманитарных, естественных и точных знаний, в экономике состоит в том, чтобы привнести в нее понимание необходимой стоимости, основ безопасности, гарантировать поступательное бескризисное развитие, извлечение достаточной прибыли. И конечно, экономическая теория должна стать фундаментальной базой для подготовки профессиональных кадров, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, умеющих распознавать будущее и творить в органическом согласии с Природой. В целом, синергетический эффект от синтеза и конвергенции гуманитарных, естественных и точных знаний в научной и образовательных сферах позволит России сделать опережающие шаги в моделировании, прогнозировании, проектировании и управлении, наладить подготовку необходимого числа высокопрофессиональных кадров. Отечественному бизнесу будут созданы условия для успешной конкуренции в рамках нового технологического уклада. В целом, стране удастся выйти на принципиальные новые рубежи экономического развития, возрождения государства и общества. Сергей Небренчин, доктор исторических наук, профессор